Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 19:48
Нет ничего проще колеса, модели на колесах, создай
свою движущую модель
Оленеход
Модель, которую пытались построить В. Красинов, О. Поповский и И.
Сте-щенко из г. Анадыря, думается, может заинтересовать и многих из вас.
Вы можете назвать ее оленеходом, верблюдоходом или механическим конем.
Любое название будет верным потому, что в основе движителя лежит тот же
принцип, что и у животных,- рычажная система с суставами. Именно поэтому
опоры каждой <ноги> такой модели состоят из двух частей: верхней и
нижней, шарнирно соединенных между собой. Сверху <ноги> крепятся к общей
несущей раме, а еще выше - к параллелограммам тяг с шарнирами по углам.
Вся система представляет собой, по сути дела, кривошипно-шатунный
механизм.
У модели шагохода-оленехода (рис. 101) четыре опоры (<ноги>),
соединенные таким образом, что их кривошипы образуют параллелограмм.
Каждая из <ног> преобразует вращательное движение кривошипа АС в почти
прямолинейное движение точки М (см. схему привода). Максимальное
отклонение от прямой при соответствующем подборе соотношения между
длинами звеньев механизма составляет доли процентов от длины кривошипа.
Многое из того, что вы видите на рисунке, следует додумать и доделать.
Ниже рассказано только об основных узлах модели.
Для сборки модели вам потребуется: пластина из органического стекла
размером 110x50x3 мм, стандартный микроэлектродвигатель 3 с редуктором
4, 2 колеса с коленчатыми валами 5 и 12 скоб.
Колеса вырежьте из оргстекла или фанеры толщиной 3-4 мм, а коленчатый
вал согните из стальной проволоки диаметром 2 мм. Для изготовления скоб
можно использовать листовое железо, дюралюминий толщиной 1 мм или
элементы из набора <Конструктор-механик>.
Монтаж начните с установки на несущей раме микродвигателя с редуктором.
Расположить их необходимо так, чтобы вал редуктора проходил над центром
пластины. Наденьте на вал редуктора центральные скобы 1 и закрепите их
так, чтобы не выступали головки винтов. Крайние скобы 2 делаются
несколько большего размера с проточкой под винт, чтобы регулировать
выступ скобы над торцовой поверхностью рамы. Шарнирные оси центральных и
боковых скоб должны располагаться на одной горизонтали.
Рис. 101. Оленеход.
Траектория движения стопы 7 при работе модели зависит от соотношения
длин звеньев, которые лучше всего подобрать опытным путем. Эту работу
советуем проводить на картонных полосках. Если длину звеньев принять
равной 115-120 мм, то два оставшихся будут равны 70 и 50 мм. Соедините
готовые звенья между собой шарнирно. Роль шарниров могут выполнять
кнопки. Закрепите получившуюся рычажную систему на листе картона или
фанеры в точках е и т, лучше всего швейными иголками. При вращении точки
п относительно m точка а должна описывать траекторию, близкую к
показанной на рисунке. Изменяя длины звеньев в точках bud, можно
подобрать необходимую высоту подъема стопы и ширину шага.
Теперь приступайте к изготовлению рычажной системы <ног>. Их лучше всего
сделать из старых пластмассовых линеек. Вырежьте полоски шириной 4-6 мм
и толщиной 1,5-2 мм. Посередине звеньев ас и сп надфилем выполните
пропилы шириной 15-20 мм на глубине, равной половине толщины пластин.
Аналогичные пропилы должны быть на краях длинных пластин в месте их
шарнирного крепления (в точке с). На пластинах be и de пропилы по краям
надо сделать на противоположных поверхностях. Стопы шагохода - из
оргстекла или фанеры размером 20 X 30 мм. К стопе жестко крепится скоба,
которая в свою очередь шарнирно соединяется с рычажной системой в точке
а. Чтобы обеспечить шарнирное соединение в точках а, Ь, с, d,
используйте медные заклепки диаметром 1 мм. Отверстия под заклепки
сверлятся чуть большего диаметра. Можно использовать также кусочки
медной или алюминиевой проволоки.
Порядок сборки такой: к звену ас крепится стопа и звено be, к звену сп
крепится звено de и далее звенья соединяются между собой.
Навесьте и жестко закрепите колеса на валу редуктора. Установите
коленчатые валы. Соедините рычажную систему с коленчатым валом шарнирно,
установите шайбы. Концы коленчатого вала необходимо расклепать. Соберите
<ноги> попарно. Если <ноги> I и III закреплены в верхнем положении
колеса, то <ноги> II и IV- в нижнем.
Навесив рычажную систему, подгоните и закрепите гайкой скобы 2.
Батарейку разместите сверху на несущей раме. Регулировать ход можно,
изменяя попарно точки закрепления звена сп на колесе.