Благословен тот день и час, когда человеку пришла в
голову мысль приладить патрон для крепления инструмента к валу
электромотора. Как орудие труда электродрель стала повсеместно
распространенным инструментом. Чего только не делают дрелью: сверлят,
режут, точат, полируют, перемешивают, косят, а теперь даже ... пашут!
Собственно, идея применения электричества в земледелии зародилась еще в
конце 1920 года, когда VIII Всероссийский съезд Советов одобрил план
электрификации России. Претворение его в жизнь началось уже осенью 192]
года, конкретно - 22 октября. В тот хмурый, прохладный день на поле
Бутырского хутора под Москвой состоялось испытание первого советского
электроплуга.
С той поры много воды утекло через турбины гидроэлектростанций...
Энергия, идущая по проводам, стала неотъемлемым атрибутом нашего бытия.
Правда, на нолях страны работают машины, оснащенные мощными и мобильными
двигателями внутреннего сгорания, но идея пахать электричеством жива и
поныне. Подтверждение тому - успешный опыт В. И. Морозова, жителя
поселка Павлово-на-Неве Кировского района Ленинградской области. Он
обрабатывает приусадебный участок электроплугом собственной конструкции.
Плуг у Морозова самый обыкновенный: лемех, отвал, регулируемый прицепной
крюк и рукоятки, которыми пахарь удерживает его в борозде. А вот
"запряжена" в плуг лебедка, изображенная на рисунке. Конструкция ее
проста. Между двух стальных листов корпуса в подшипниках насажено
несколько горизонтальных осей. Сзади сверху установлена однофазная
электродрель мощностью 600 Вт с числом оборотов в минуту 250. Задняя
рукоятка ее закреплена на Г-образном кронштейне, а ось - в подшипнике
ведущего вала. Боковая рукоятка дрели направлена вверх, и кабель от нее
идет к источнику питания.
Шестерни, вынесенные из корпуса наружу и закрытые
кожухом, передают от дрели крутящий момент на промежуточный вал. На
последнем сквозными болтами закреплена шпоночная втулка с шестерней,
сцепленной с шестерней тросового барабана. Разъединять и снова соединять
их можно рычагом муфты, расположенной выше на неподвижной оси. Если
толкнуть рычаг в сторону, то пальцы муфты, упираясь в проточку шестерни,
сдвинут ее вдоль шпонки и выведут из зацепления.
Шестерня с тросовым барабаном соединена сваркой и
посажена на силовой вал, установленный в мощных подшипниках. Чтобы при
работе лебедки трос не соскальзывал с барабана, перед ним устроены
"ворота": два вертикальных отрезка трубы приварены к горизонтальному,
закрепленному между листами корпуса.
Лебедка весит немало, переставлять ее вдоль края делянки после каждой
пропаханной борозды нелегко. Поэтому вся конструкция ставится на длинную
трубу большого диаметра, покоящуюся на двух козелках. Козелки надежно
закрепляются кольями и удерживают трубу с лебедкой на месте. Так как
расположена она относительно высоко над землей, то лебедка наклонена
назад и опирается на грунт опорным уголком, приваренным к задним нижним
углам корпуса. При этом натянутый трос едва не касается опорной трубы.
Но так надо, ведь чем ближе будет он к земле, тем меньше плечо у силы
тяги, создающей момент, который может опрокинуть лебедку.
Как же Морозов пашет своим электроплугом? Установив лебедку на край
опорной трубы, он расцепляет шестерни и относит плуг на противоположный
конец участка. Трос при этом свободно разматывается. Затем один из
сыновей умельца рычагом муфты вводит шестерни в зацепление и включает
электродвигатель. Барабан начинает наматывать трос, плуг приходит в
движение, пахарю остается только направлять его по борозде. Когда он
доходит до края поля, сын выключает дрель, и все повторяется сначала.
Несомненно, комплекс "лебедка - плуг", созданный
сельским умельцем, интересен. Но, прежде чем рекомендовать его для
повторения, хотелось бы высказать предложение, направленное на
усовершенствование конструкции этого комплекса. Дело в том, что
распахивать электроплугом участок можно, как следует из описания, только
вдвоем. Тот, кто будет работать один, не сможет находиться у плуга и у
лебедки одновременно. Следовательно, ему надо позаботиться о том, чтобы
управление муфтой и дрелью было сосредоточено на плуте. Для этого муфту,
к примеру, можно сделать электромагнитной.
Однако опыт показывает, что, как бы успешно ни работал стационарный
источник тяги, автономный моторизованный плут все же лучше. У него
больше преимуществ: и препятствие объехать можно, и тащить его вхолостую
назад не надо, и сил на его удержание в борозде меньше тратится, и так
далее. Словом, тем, кто загорится идеей построить электроплуг, следует
ориентироваться на электромотоблок. Но это вовсе не означает, что опыт
Морозове надо предать забвению. В том-то и дело, что созданное им очень
ценно. Вглядитесь, ведь в его конструкции есть все, что потребуется для
создания электромотоблока! Разве что колес не хватает... Трос, опорная
труба и козелки, естественно, использоваться уже не будут.
...Одна удачная мысль рождает другую, более удачную. И можно не
сомневаться, что недалек тот день, когда электрические мотоблоки будут
помогать сельским труженикам выращивать богатые урожаи наравне со своими
трескучими бензиновыми собратьями.