При работе с металлом часто приходится гнуть,
штамповать, вытягивать из листовых материалов различною детали,
просекать, прокалывать, вырубать в них всевозможные отверстия. Такие
операции выполняют с помощью пресса и набора штампов. Однако учебный
гидравлический пресс, обычно применяемый для этого, имеет недостатки: на
нем нельзя работать с листовым материалом шире 80 мм, у него нет
обратного усиленного хода, да и скорость перемещения поршня мала. К тому
же для крепления инструментов нужны специальные приспособления.
Предлагаемый консольный винтовой пресс (рис. 1) с
максимальным усилием три тонны лишен перечисленных недостатков. Детали
пресса можно изготовить на токарном и фрезерном станках даже в учебной
мастерской. Однако основные трудности связаны не с вытачиванием деталей,
в с их сваркой. Так, узел, состоящий на консоли, фланца и корпуса,
следует сначала наживить - прихватить электросваркой на дерев чином
кондукторе, а затем уже доваривать короткими швами попеременно с обеих
сторон, уменьшая тем самым сварочные деформации. Но как бы тщательно ни
был а осуществлена эта операция, местная деформация конструкции не
исключена. Вот почему отверстие диаметром 40 мм в корпусе сначала надо
проточить 0 36 мм, а после сверки узла расточить до номинального
диаметре, навинтив сваренную конструкцию на оправку с винтовой
трапециедальной резьбой. Не снимая узел с справки, протачивают и
плоскость фланца, сопрягающуюся со станиной.
Верхнюю часть пресса собирают в с последующем порядке. В отверстие
пиноли вкладывают шарик 0 21,43 мм, взятый от вышедшего из строя
шарикоподшипника, затем туда же вставляют хвостовик силового винта и
соединяют его с пинолью четырьмя удерживающими винтами М8Х8, по
конфигурации идентичными направляющему винту (рис. 1). Удерживающие
винты нужны для возврата пиноли в верхнее положение. Шарик же передает
усилие с хвостовика силового винта не пиноль. Если шарика названного
диаметра не окажется, то можно применить другой, но диаметром не менее
17 мм. В этом случае уменьшают глубину гнезда в пиноли или увеличивают
длину хвостовика силового винта. А можно воспользоваться просто круглыми
прокладками на листовой латуни, суммарная толщина которых равна разности
диаметров расчетною и применяемого шариков.
Силовой винт с пинолью смазывают солидолом или машинным маслом,
вставляют в корпус снизу и ввинчивают в резьбу. Теперь в боковое
отверстие в корпусе вворачивают направляющий винт и контрят его гайкой.
Конец винта находится в продольной канавке пиноли и препятствует ее
вpaщению при перемещении вверх-вниз.
Затем верхнюю часть пресса крепят на станине. В резьбовые отверстия
вворачивают шпильки и надевают на них фланец. Кстати, при необходимости
рабочую высоту пресса можно увеличить, если под фланец подложить
прокладку толщиной IS мм, повторяющую его форму.
Пресс желательно прикрепить к верстаку болтами или шурупами (для этого в
углах станины имеются четыре отверстия). При работе силовой винт вращают
рукояткой, сваренной из нескольких деталей (рис. 2). Используя тот или
иной ключ рукоятки, можно создавать на инструменте, закрепленном в
пиноли, давление различной величины.
Один из применяемых инструментов - приспособление для
гибки профилей - показан на рисунке 3. Основу его составляет пера
пуансон - матрица. Пуансон сгаран из двух деталей и крепится винтами в
осевом отверстии пиноли. Матрица же фиксируется точно год пуансоном
крепежными болтами и гайками. Головки болтов при этом вставляются а пазы
станины.
Для удобства установки на матрице заготовок сделан ограничитель. В его
отверстия вставляют и слегка расклепывают - лишь бы не выпадали -
стержни регулировочных винтов, которые ввинчиваются затем узкой
отверткой в резьбовые отверстия матрицы, что позволяет устанавливать
губу ограничителя у одной на трех ее канавок. Этим и задают положение
заготовок не матрице. С помощью приспособления можно гнуть из жести,
латуни или алюминия уголки, швеллеры, железные профили без последующей
обработки. Такие профили широко применяются и в кружках авто-, судо- и
железнодорожного моделизма, поэтому пресс - большое подспорье юным
моделистам и конструкторам.