|
||||
Все о конструировании, в помощь конструктору, советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества |
||||
Дата создания
сайта:
24/02/2013 |
Исторические хроники | |||
|
2. 1. Полет через жизнь Самолеты Яковлева У писателя каждый из этапов жизни связан с вышедшей
из-под его пера книгой, у ученого - с проведенным научным исследованием,
у авиаконструктора - с созданным им самолетом. С каждой выпущенной им в
воздух машиной соотносится период вдохновения и надежд, творчества и
полета фантазии, конструкторских находок и будничной кропотливой работы.
От самолета к самолету зреет мастерство конструктора, растет опыт
организаторской работы, появляются новые помощники, ученики и
последователи. ...Использовав преимущество в высоте, Як-третий
погнался за одним из "мессершмиттов" Пилоту хотелось скорее открыть
огонь, но самолет противника то ускользал, то появлялся в прицеле. Еще
мгновение - и "Мессер" четко зафиксировался в перекрестье. Летчик нажал
гашетку, "мессер" вспыхнул, перевалился на крыло и врезался в землю. На
приборной доске стрелка указателя уровня топлива подрагивала совсем
рядом с нулевым делением - пилот развернул машину к аэродрому... Авиамоделист, планерист, конструктор спортивных
самолетов, начальник конструкторского бюро, главный конструктор,
заместитель наркома авиапромышленности, Генеральный конструктор. Таковы
основные творческие вехи жизненного пути Александра Сергеевича Яковлева,
дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий,
члена-корреспондента Академии наук СССР.
АИР-7. Этот двухместный опытный самолет с двигателем М-22 в 1932 году развил скорость 332 км/ч! Восклицательный знак здесь вполне уместен, поскольку один из распространенных истребителей того времени И-5 имел максимальную скорость 286 км/ч. Высокие аэродинамические качества АИР-7 явились закономерным результатом рационального выбора аэродинамической схемы - самолет был свободно-несущим монопланом с крылом сравнительно небольшой толщины и площади, с убирающимся шасси, с клепанной впотай обшивкой. К тому же А. С. Яковлеву за счет применения новых, высокопрочных материалов удалось создать машину сравнительно малого веса.
УТ-2. На нем летали практически все летчики того времени, поскольку с 1936 по 1946 год машина повсеместно применялась для первоначального обучения пилотов в аэроклубах и летных школах ВВС. Самолет был простым о управлении, безопасным в эксплуатации, надежным - словом, в нем было все, что делало его поистине "летающей партой" молодого летчика.
Як-1. Он появился в то суровое время, когда для авиаконструктора война уже практически началась, хотя пушки и пулеметы его истребителя не сделали еще ни одного выстрела по врагу. Шел 1940 год. Именно в это время был проведен своеобразный конкурс на поиск лучшей конструкции истребителя. Из доброго десятка представленных проектов было одобрено лишь несколько, и среди победителей оказалась Машина А. С. Яковлева. Это был самолет небольшого веса, предельно простой по конструкции, высокотехнологичный, отличавшийся надежностью и легкостью пилотирования. Вооружение - два пулемета н пушка, скорость - до 585 км/ч.
Як-3. Он был создан в самом разгаре войны - в 1943 году. Як-третий по праву называют самым легким и маневренным истребителем второй мировой войны. Спроектированный на базе Як-1, он существенно отличался от своего предшественника. Так, деревянные лонжероны крыла были заменены более легкими, дюралюминиевыми, улучшена форма кабины, уменьшена площадь крыла, сделано убирающимся заднее колесо шасси. С двигателем ВК-107А Як-третий развивал скорость до 720 км/ч! На этих машинах летали не только советские летчики, но и эскадрилья французских летчиков "Нормандия - Неман". В 1944 году опытный Як-3 с двигателем ВК-108 развил самую высокую для советских поршневых самолетов скорость - 745 км/ч
Як-9. Эту машину фронт получил к одной из самых решающих схваток Великой Отечественной войны - к Сталинградской битве. Высокие летные качества нового самолета позволили создать на его базе большое количество модификаций. Это и Як-9Т с пушками калибра 37 и 45 мм, и Як-9ДД с дальностью полета 2200 км, и Як-9Р - разведчик, и истребитель-бомбардировщик Як-9Б с внутренней подвеской бомб суммарным весом до 400 кг.
Як-15. Серьезная и напряженная работа над ним началась еще во время войны - в 1944 году, когда Наркомат авиационной промышленности поручил конструкторскому бюро, возглавляемому А. С. Яковлевым, спроектировать и построить реактивный .самолет. На создание машины с принципиально новой силовой установкой потребовалось менее полутора лет - Як-15 взлетел 24 апреля 1946 года. Перед разработчиками была поставлена задача сделать машину такой, чтобы летчик, психологически еще не подготовленный к реактивной технике, чувствовал себя в кабине реактивной машины привычно и удобно.
Як-25. - это первый советский всепогодный барражирующий истребитель-перехватчик. К тому же он был первым самолетом в стране, оснащенным мощной радиолокационной аппаратурой. Созданный в 1952 году, он был прост в управлении, надежен и отличался оригинальной велосипедной схемой шасси.
Як-18. Успешному послевоенному развитию спортивной авиации во многом способствовало появление достойных продолжателей Ут-2 - знаменитого семейства Як-восемнадцатых. С не меньшим основанием, чем к Ут-2, к этому самолету применим термин "летающая парта". Работы над спортивно-тренировочной машиной продолжаются, по сути, непрерывно: за "восемнадцатым" последовал Як-11, 1965 году в ОКБ А. С. Яковлева был создан акробатический Як-18ПМ, признанный на чемпионатах мира лучшим спортивным самолетом. Совсем недавно семья яковлевских спортивных машин пополнилась еще двумя -
Як-50 и Як-52.
Як-40. "Реактивный стартует с грунта", "Флагман малой авиации" - такие шапки газетных сообщений сопровождали появление в небе нашей страны нового самолета, сочетающего в себе скорости реактивной авиации с посадочными качествами поршневых машин. Двадцатичетырехместный Як-40 - это первый реактивный самолет местных линий, скорость которого (600 км/ч) вдвое больше, чем у его поршневых предшественников. Модель планера, планер, авиетка, истребитель,
реактивный самолет, двухвинтовой вертолет-вагон, машина с вертикальным
взлетом и посадкой... Каждый из них - этап деятельности
авиаконструктора, а все вместе - жизнь, подчиненная единой цели -
проникновению все дальше и дальше в неизведанное, достижению новых
вершин о авиационной технике и науке.
Як-24
Як-32 (По материалам журнала МК 03/1981)
2.
|
|
||
p.s. При копировании материалов и фотографий ссылка на сайт обязательна. |
||||
|
||||
|