Леонардо да Винчи называют одним из самых могучих умов человечества.
Он был живописцем, скульптором, музыкантом, ученым и инженером. Его
прекрасные картины и фрески пережили столетия и остались
непревзойденными. К сожалению, от реальных машин и конструкций,
созданных им, не осталось и следа, но многие инженерные замыслы
сохранились в рисунках и чертежах. Большая часть идей Леонардо вообще не
могла быть осуществлена в Италии XV в. В одной из рукописей есть рисунок
вертолета. Приписка гласит: "Если этот аппарат правильно построить, то
при быстром вращении винта он поднимется в воздух". Смелая идея была
осуществлена лишь в XX в.
Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, изучал движение
тел, трение и скольжение, сопротивление материалов, занимался
гидравликой. Он разрабатывал проекты каналов и ирригационных систем,
машины для подъема и транспортировки грунтов, явившиеся прообразом
современных землеройных машин. Страсть к моделированию приводила его к
гениальным конструктивным догадкам, намного опередившим эпоху: это
наброски проектов
металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и других машин, подводной лодки и танка,
конструкции летательных аппаратов и парашюта.
В музеях Италии сегодня можно увидеть действующие модели станков
Леонардо, тележку, приводимую в движение пружинами, макет вертолета. А
один швейцарский ученый сделал модель моста точно по чертежам Леонардо.
Выяснилось: проект безупречен, его можно было осуществить даже при
средневековом уровне техники. Глядя на эти модели, как бы пришедшие из
далекого прошлого, особенно остро чувствуешь величие и драму гениального
изобретателя, который продолжал творить до последних дней жизни, хотя и
понимал неосуществимость своих идей в современном ему мире.
Николай Егорович Жуковский (1847-1921)
Николай Егорович Жуковский - выдающийся русский ученый, создатель
аэродинамики как науки.
"Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу
мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь
не на силу своих мускулов, а на силу своего разума". Ученый стал
родоначальником науки, которая помогает конструировать самолеты, делать
их надежными, быстроходными. "Отец русской авиации" - так назвал Н. Е.
Жуковского В. И. Ленин.
Поиск призвания был непростым. Гимназист Николай Жуковский мечтал стать
инженером-путейцем. Но для этого надо было ехать из Москвы в Петербург,
а у его родителей не было средств для обучения сына в другом городе.
Н. Е. Жуковский поступил в Московский университет на
физико-математический факультет. По окончании университета в 1868 г.,
решая вопрос о своей будущей профессии, он сделал попытку осуществить
мечту своей юности и получить инженерное образование в Петербургском
институте путей сообщения. Попытка не удалась. Но почетный диплом
инженера ему все-таки будет вручен, правда, значительно позднее - в 1911
г., в ознаменование 40-летия его научной и педагогической деятельности.
А начал Н. Е. Жуковский свою педагогическую деятельность в Московском
высшем техническом училище (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана) профессором
кафедры аналитической механики. Здесь он создал аэродинамическую
лабораторию, воспитал плеяду знаменитых впоследствии конструкторов
самолетов, авиационных двигателей, теоретиков авиации.
Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных
идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал
динамику полета птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий
полета. В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу
крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта
самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др.
Всемирно известный ученый приветствовал победу Великой Октябрьской
социалистической революции. Свои научные труды он отдал на службу
народу. При его активном участии были созданы Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Военно-воздушная инженерная
академия, ныне носящая имя Н. Е. Жуковского. Стремясь оказать помощь в
оснащении Красной Армии, он организует КОМПАС — комиссию по постройке
аэросаней.
Научные и гражданские заслуги Н. Е. Жуковского были отмечены в 1920 г.
декретом Советской власти, подписанным В. И. Лениным.
Герон Александрийский (около I в.)
Неизвестны точные даты рождения и смерти этого замечательного
древнегреческого ученого и изобретателя из города Александрии. Лишь
почти через 2000 лет были найдены и переведены на современные
европейские языки арабские списки его трудов.
Далекие потомки узнали, что ему принадлежат формулы определения площади
различных геометрических фигур. Стало известно, что Герои описал прибор
диоптр, который с полным основанием можно назвать прапрадедом
современного теодолита. Без этого прибора не могут сейчас обойтись
геодезисты, горняки, строители. Он впервые исследовал пять типов
простеиших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Герон заложил основы
автоматики. В своем труде <Пневматика> он описал ряд <волшебных
фокусов>, основанных на принципах использования теплоты, перепада
давлений. Люди удивлялись чудесам: двери храма сами открывались, когда
над жертвенником зажигался огонь. Он придумал автомат для продажи
<святой> воды. Сконструировал шар, вращаемый силой струй пара. Изобрел
еще ряд приборов и автоматов.
Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960)
Советский ученый, академик, трижды Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственных премий.
Родился на Урале, в городе Сим, в семье землемера. Вскоре его семья
переехала в Крым, где Игорь поступил в Симферопольскую гимназию. Окончив
ее с золотой медалью, он продолжил учебу на физико-матема-тическом
факультете Крымского университета. С 1925 г. И. В. Курчатов стал
работать в Физико-техническом институте в Ленинграде под руководством
академика А. Ф. Иоффе.
Свою научную деятельность Курчатов начал с изучения свойств
диэлектриков, а вскоре открыл новое физическое явление -
сегнетоэлектричество.
Курчатов одним из первых в нашей стране приступил к изучению физики
атомных ядер. В 1934 г. он открыл явление разветвления ядерных реакций,
вызываемых нейтронной бомбардировкой, и исследовал искусственную
радиоактивность ряда химических элементов. В 1935 г. при облучении брома
потоком нейтронов Курчатов и его сотрудники заметили, что возникающие
при этом радиоактивные атомы брома распадаются с двумя различными
скоростями. Такие атомы назвали изомерами, а от-
крытое учеными явление - ядерной изомерией. В 1940 г. Г. Н. Флеров и К.
А. Петржак в лаборатории И. В. Курчатова открыли самопроизвольное
(спонтанное) деление урана.
В годы Великой Отечественной войны Курчатов, выполняя возложенное на
него задание, занимался противоминной защитой кораблей.
И. В. Курчатов был выдающимся организатором советской науки, умеющим
объединить усилия больших научных коллективов для решения важнейших
государственных проблем. С 1943 г. он возглавляет научные работы,
связанные с использованием атомной энергии. Под его руководством были
сооружены в Москве первый советский циклотрон (1944, см. Ускорители
заряженных частиц) и первый в Европе атомный реактор (1946), созданы
атомная (1949) и термоядерная (1953) бомбы, построена в городе Обнинске
первая в мире промышленная атомная электростанция (1954), начаты
исследования по управляемому термоядерному синтезу.
Имя Курчатова носит основанный им Институт атомной энергии и Белоярская
атомная электростанция. Академия наук СССР учредила медаль имени
Курчатова за выдающиеся работы в области ядерной физики.