Запускать микродвигатель вручную? Так и пальцы себе
отобьешь, да и далеко не всегда с пол-оборота заводятся капризные
дизели. А на соревнованиях временной лимит на запуск весьма жесткий. Не
уложился в отведенные минуты - и вместо зачетных цифр в судейских
протоколах появляются "баранки".
В выигрыше остаются те, кто запускает моторы механическим стартером -
устройством, состоящим из мультипликатора и маховика. К сожалению, это
приспособление достаточно сложно в изготовлении, к тому же оно
громоздкое и тяжелое. А нельзя ли сделать более простой стартер?
В последние годы некоторые моделисты для заводки двигателей с успехом
используют... зубчатую рейку. Тонкая стальная полоса-рейка, вставленная
в текстолитовую рукоятку, вводится в зацепление с шестерней,
установленной на валу двигателя. Рывок рукой - и двигатель, как правило,
запускается.
Сделать такой стартер не слишком сложно. Прежде всего понадобится
шестерня с внешним 0 16-20 мм. Модуль зуба может быть любым, однако не
следует применять шестерни со слишком мелким зубом - при перекосах
рейки, неизбежных при заводке, они будут быстро срабатываться.
В шестерне следует разделать конусное отверстие, соответствующее
посадочному конусу вала двигателя, и проточить ее торцы так, чтобы на
детали образовались два выступа. На одном из них - со стороны винта -
прорезаются треугольные канавки: насечка.
Опорой зубчатой рейки при заводе микродвигателя служит специальная
защелка - шток. Корпус этого узла выточен из дюралюминия, сам же шток
представляет собой
отрезок стального прутка b мм. и рабочем положении он удерживается
спиральной пружиной, навитой из проволоки диаметром 0,25 мм.
Остается изготовить зубчатую рейку. Длина ее рабочей части должна
составлять около БОС мм, а толщина и высота соответствовать ширине
шестерни и расстоянию от штока до
окружности впадин шестерни. Модули зубьев рейки и
шестерни должны быть идентичны.
Рукоятка рейки вырезается из двух текстолитовых пластин, подгоняется по
руке, и в ней пропиливается паз под рейку. Крепление последней к
рукоятке - винтами М4.
После взаимной подгонки деталей можно приступать к
запуску двигателя. Прежде всего отведите шток, положите рейку на
шестерню и зафиксируйте ее защелкой. Придерживая модель левой рукой,
правой резко потяните рейку на себя - двигатель заведется.
По материалам журнала "Аэромоделлер", Англия