Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 20:25
Нет ничего проще колеса, модели на колесах, создай
свою движущую модель
Автомодель с механической "памятью"
На рисунке 114 изображена модель микроавтобуса американского
изобретателя А. Бешовера, хотя в принципе это может быть модель
грузового или легкового автомобиля. Внимательно рассмотрите ее механизм.
Внутри салона нетрудно заметить плоскую батарейку 1. Две упругие
пластины надежно обхватывают и прижимают ее к раме. К клеммам батарейки
подсоединены провода, соединяющие выключатель 2 и микроэлектродвигатель
4 в. единую электрическую цепь.
Если повернуть рычажок выключателя, цепь замкнется и вал
электродвигателя начнет вращаться. Через систему
шестеренок понижающего редуктора 3 вращение передается на удлиненный вал.
Такая многоступенчатая передача нужна для того, чтобы уменьшить частоту
вращения и увеличить крутящий момент на валу.
А теперь обратите внимание на важную деталь передачи - соединительную
муфту. Она состоит из диска 5 и бобины 7. Диск плотно посажен на
выходной вал и вращается вместе с ним как единое целое. Бобина же,
наоборот, имеет скользящую посадку. Это означает, что она может
вращаться в любом направлении независимо от вращения выходного вала.
Только вот эта независимость вращения используется определенным образом.
Сама бобина изготовлена из дисков и трубочки. Левый диск имеет 3 зуба. В
рабочем положении они входят в зацепление с зубьями диска выходного вала
(см. рис 114, а), и вращение с выходного вала передается на бобину. И
наоборот, в нерабочем положении (см. рис. 114, б) зубья выводятся из
зацепления, бобина свободно вращается на валу. Включение и выключение
соединительной муфты производится механическим переключателем 6,
рукоятка которого выведена через крышу модели.
Давайте попробуем разобраться, что означают слова
"рабочее" и "нерабочее" или "включенное" и "выключенное" положения
соединительной муфты. Чтобы лучше понять работу механической передачи,
посмотрите еще раз на переднюю и заднюю оси модели автобуса. Передняя
ось - сложная. Поворот колес осуществляется системой тяг (см. рис. "вид
снизу") и поворотным рычагом 10, вращающимся вокруг оси. Конец длинного
плеча имеет отверстие, сквозь которое пропущена капроновая нить 9
диаметром 0,3-0,4 мм. Ось заднего колеса 8, нить, поворотный рычаг и
бобина образуют механическую передачу, выполняющую две функции.
Рассмотрим их подробнее.
На рисунке 114, б рукоятка механического переключателя переведена
в выключенное, нерабочее положение. Двигатель модели не работает. Бобина
свободно вращается на валу. В таком состоянии модель устанавливается на
финишной черте и задним ходом медленно перемещается рукой мимо
препятствий на трассе. При этом нить не только сматывается с бобины, но
и наматывается на заднюю ось, причем ее положение на оси находится в
строгой зависимости от угла поворота передних колес, а значит, от
положения поворотного рычага. Запас нити на бобине 15-20 м и
соответствует длине трассы. Пройдя таким образом всю трассу, модель ее
"запоминает" своей механической "памятью".
Рис. 114. Модель с механической «памятью».
Ремонт инжекторов,
промывка форсунок в ультразвуковой ванне, А теперь посмотрите на
рисунок 114, а. Рукоятка механического переключателя здесь переведена во
включенное, рабочее положение. Бобина вошла в зацепление с диском. Итак,
модель устанавливается на стартовой черте трассы. Включается
электрический двигатель. Бобина начинает вращаться и наматывать на себя
нить. Другой конец нити сматывается с оси задних колес, тем самым
вынуждая их вращаться и двигать модель вперед. Но это еще не все. В
зависимости от своего положения на оси задних колес нить по-разному
воздействует на поворотный рычаг и, следовательно, изменяет угол
поворота передних колес. Так работает модель с механической "памятью" -
при своем движении по трассе она в точности копирует все ее изгибы.
Размеры и форма корпуса вашей модели подскажут вам и другие варианты
размещения электрического двигателя и редуктора, например, чтобы привод
осуществлялся на передние колеса. Размеры механизма управления поворотом
колес зависят от конструкции корпуса модели. Поэтому здесь, как и на
рисунках предыдущей модели, не проставлены его размеры. Полагаем, каждый
из вас сам установит их для своей модели. Сделав несколько моделей с
механической памятью, вы можете провести интересные соревнования.
Устройство трассы и возможные условия соревнований были подробно описаны
выше. Напомним только, что ширина трассы около 400 мм, а радиусы
поворотов не менее 400 мм.
Старт дается только одной модели. Участник ставит ее задними колесами
вперед на финишную линию и сообщает судье о готовности. Судья дает
команду "Старт!" и одновременно включает секундомер. Нужно сначала рукой
провести модель по трассе, чтобы ее механическая память запомнила
характер трассы. После этого модель уже находится в исходном стартовом
положении и тщательно устанавливать ее не нужно. Включите
электродвигатель - дальше по трассе она движется самостоятельно.
Результаты каждого участника соревнования определяются по времени
прохождения трассы. Победителем считается тот, кто пройдет трассу в
"нерабочем" и "рабочем" режимах за наименьшее время.