Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
23.02.2015 19:51
Авиамоделизм, авиация на привязи,
конструкции воздушных змеев
Змеи-вертушки
Сейчас трудно сказать, когда они появились. Но если судить по
публикациям, то с точностью до десятилетия установить можно - это
сороковые годы нашего столетия: В это время изобретатели змеев уже имели
возможность наблюдать за полетами вертолетов и автожиров. Так авиация
возвращала свой долг - вспомните, что первые самолеты напоминали не что
иное, как коробчатые змеи гигантских размеров.
Что же привлекло в них конструкторов? Конечно, не дополнительные
трудности в изготовлении каркаса, вращающихся вертушек или лопастей -
это можно отметить с уверенностью. Было тут что-то другое. И вот это
<другое> скрывалось совершенно в новом качестве, которое приобретала
вертушка или ротор. Вращаясь под действием набегающего потока воздуха,
они создавали не только поверхность, играющую ту же роль, что и
плоскость коробчатого или плоского змея. Благодаря наличию угла атаки с
их помощью создавалась дополнительная подъемная сила, что позволяло при
прочих равных условиях делать змеев меньших размеров. И еще, вращающиеся
вертушки или лопасти придавали змеям дополнительную устойчивость -
отчего у испытателей возникало меньше хлопот при их запусках. На
нескольких примерах разберем, как удалось изобретателям змеев решить все
эти проблемы.
Рис. 26. Змей-вертушка Э. Вайтхэстона
Перед вами модель Э. Вайтхэстона (рис. 26). Она удачно сочетает в
себе свойства детской вертушки и змея. Подъемная сила этого летательного
аппарата создается не только за счет набегающего потока воздуха, но и за
счет вращения ротора.
Рис. 27. Змей-вертушка Р. Фьюгэстона.
А вот змей-вертушка Р. Фьюгэстона (рис. 27). Эта модель
представляется наиболее интересной из подкласса летательных аппаратов
подобного типа. У змея три ротора: 2 несущих б и хвостовой а. Несущие
роторы, вращаясь в разные стороны, создают подъемную силу, а хвостовой
стабилизирует положение модели при взлете и спуске и во время полета.
Конструкция змея предельно проста. Каркас собирается из двух
установленных под углом продольных и двух поперечных реек. Рейки сначала
склеивают между собой, а для большей прочности укрепляют еще и нитками,
пропитанными клеем. На концах длинной поперечной рейки устанавливают
несущие роторы, на концах продольных - хвостовой. Чтобы все роторы легко
вращались, их насаживают на проволочные оси.
Изготовление роторов - наиболее ответственная операция. Склеивать
детали надо аккуратно, не торопясь. От того, насколько качественно будет
выполнена вся работа, зависит прочность змея и его подъемная сила.
Существует несколько вариантов конструкции роторов. Рассмотрим два из
них.
1-й вариант. Ротор, показанный на рисунке вверху, больше всего подходит
для крупных моделей. Змей с четырьмя, шестью или восьмью лопастями на
каждом роторе неплохо взлетает и хорошо держится на высоте. Количество
лопастей определяется числом реек (на рисунке 4 лопасти и 2 рейки). Из
древесины сосны, ели или бамбука заготовьте рейки. Склейте их
крест-накрест. На получившуюся крестовину наклейте ватман либо шпон
(липовый или березовый). Для прочности в центре крестовин с обеих сторон
наклейте по шайбе из тонкой фанеры, шпона или целлулоида и просверлите
сквозное отверстие для проволочной оси.
2-й вариант. Этот ротор (см. на рисунке внизу) больше всего напоминает
детскую вертушку. Он хорош для небольшого легкого змея. Собирается такой
ротор из тонких бамбуковых реек (сечением 3X3 мм - в центре и 1,5 X 1,5
мм - на концах) и прочной нитки. Склейте рейки между собой, как показано
на этом рисунке, и подтяните нитками их концы к основаниям лопастей. На
получившиеся таким образом плоскости лопастей остается наклеить
папиросную или газетную бумагу, а в центре крестовины - по две шайбы с
двух сторон из шпона или целлулоида.