Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
23.02.2015 19:57
Авиамоделизм, авиация на привязи,
конструкции воздушных змеев
Змей-вертолет
В городе трудно бывает найти большую открытую площадку, где бы можно
было свободно разбежаться с воздушным змеем. Змей-вертолет конструкции
А. Викторчика (рис. 29) не требует много места для своего запуска, и
непогода ему не помеха. А изготовить его можно всего за 2-3 вечера.
Прежде чем приступать к изготовлению змея, внимательно изучите его
конструкцию, подберите необходимые материалы. Если нужных материалов
нет, подумайте, чем их заменить. Конструктивно змей-вертолет можно
выполнить по-разному, да и размеры можно смело увеличивать в 2, даже в 3
раза.
Следуя примеру опытных моделистов, подготовьте сначала рабочие чертежи.
Основные детали модели: фюзеляж, стабилизатор, лопасти винта, флюгер -
вычертите на бумаге в натуральную величину и только потом приступайте к
их изготовлению. Постройку змея-вертолета советуем начинать с лопасти
винта (на рисунке - деталь 4). Ее лучше всего сделать наборной из
сосновых реек и пенопласта. Пожалуй, самой легкой по массе будет лопасть
предложенной конструкции: две полосы пенопласта с основными лонжеронами
и передними кромками.
Из сосновой заготовки напилите рейки по размерам, указанным на чертеже.
Обратите внимание на толщину реек. Например, у лонжерона она
неодинакова: на конце тоньше, в середине толще. Рейки для лонжеронов и
передних кромок лопасти согните, подержав места изгиба над разогретым
жалом паяльника. Радиус изгиба любой. Затем из пенопласта, распиленного
на полосы толщиной 5-6 мм, вырежьте заготовки для лопастей. Кромки и
лонжероны приклейте казеиновым клеем к полосе пенопласта таким образом,
чтобы каждая лопасть имела угол атаки примерно 5-10°. Для этого сдвиньте
переднюю кромку лопасти относительно лонжерона к оси винта и, подобрав
нужный угол, приклейте ее. Если лопасть уже собрана, то подогрейте на
паяльнике центральные части кромок и лонжеронов и отогните лопасть под
нужным углом. То же самое проделайте и с другой лопастью. Когда каркас
винта будет готов, приклейте консольные полосы, затем обрежьте лопасть
по контуру. Нужный профиль придайте шлифовальной шкуркой, как показано
на рисунке (см. сечения лопасти), и приклейте в центре с двух сторон по
фанерной накладке.
Готовые лопасти обклейте папиросной или конденсаторной бумагой,
пользуясь жидким казеиновым клеем. Дайте клею просохнуть, а затем
покрасьте обшивку жидким нитролаком. Проследите, чтобы лопасти не
повело, особенно в хвостовой части. По центру винта просверлите
отверстие диаметром 4 мм для оси. Винт готов.
Теперь приступайте к изготовлению фюзеляжа (на рисунке - деталь /). Его
лучше всего сделать из сосновых реек, бамбука или пенопласта. Заготовки
для фюзеляжа советуем сгибать тоже над нагретым жалом паяльника. Чтобы
склеенный каркас хорошо держал форму, укрепите его сосновыми распорками
и накладками из ватмана. Для стоек шасси 9, подкосов и оси 6 нужна
закаленная стальная проволока. Стойки закрепите на каркасе фюзеляжа
нитками и хорошенько промажьте места соединения клеем. Один конец оси
отожгите и расклепайте на длину 25-30 мм; другой закрепите нитками и
клеем на центральной распорке. Теперь можно обклеивать фюзеляж
пенопластовыми вкладышами. Модель будет выглядеть наряднее, если кабину
обклеить не пенопластом, а целлулоидом или прозрачным пластиком.
Рис. 29. Змей-вертолет А. Викторчика.
Рис. 29. Змей-вертолет А. Викторчика.
Пенопласт - непрочный материал, поэтому, чтобы установить бамбуковый
штырь 8 для леера, придется наклеить на переднюю распорку и два
стрингера - две фанерные накладки 7. Отделывается фюзеляж так же, как и
лопасти винтов.
Стабилизатор склеивается из двух листов пенопласта и сосновых реек
(деталь 2). О том, как это сделать, вы уже знаете (см. изготовление
лопастей). Обратите только внимание на угол 6 и постарайтесь выдержать
его в пределах 15-20°.
Киль 3 вырезается из картона толщиной 1 мм.
После изготовления лопастей винта, фюзеляжа и стабилизатора приступайте
к сборке модели. Вначале к фюзеляжу прикрепите киль, стабилизатор,
шасси. Киль приклейте на конец фюзеляжа сбоку. Стабилизатор установите
на проволочных подкосах, чтобы можно было регулировать его положение под
разными углами относительно фюзеляжа. Фанерные колеса закрепите на
стойках шайбами.
Как можно внимательнее отнеситесь к установке винтов на оси. Сначала
вырежьте из жести шайбы. Точно по чертежу припаяйте одну из них на оси.
Установите на ось нижний винт и сделайте риску для другой шайбы.
Запомните, что расстояние между шайбами, удерживающими винт, должно быть
на 4-5 мм больше толщины самого винта. Это делается для того, чтобы
после сборки можно было наклеивать на винт с двух сторон по шайбе из
целлулоида толщины 1,5-2 мм. Чтобы шайбы устанавливались на ось,
разрежьте их. Верхний винт укрепите на оси точно так же, как нижний.
Итак, модель собрана. Отбалансируйте теперь винты кусочком пластилина.
Привяжите к штырю леер из прочного шнура или рыболовной лески и
попытайтесь запустить модель. Запомните - змей-вертолет любит ветер, и,
чем он сильнее, тем лучше модель держится на привязи, тем выше она
поднимается. Для слабого ветра годится только очень легкая модель. Такой
змей-вертолет можно запускать даже в штиль. Но чтобы воздушный винт,
вращаясь, мог удерживать модель, нужно все время двигаться вперед. При
ветре 5-7 м/с змей плавно взлетает и зависает на длинном леере.
Если по какой-либо причине не удастся отрегулировать полет
змея-вертолета, установите на оси винта флюгер 5, и он предупредит
раскачку модели. Конструкция флюгера аналогична конструкции лопасти.
Закрепить его на оси винтов можно Г-образной скобой из стальной
проволоки диаметром 2 мм. Скобу припаяйте к оси так, чтобы отогнутый
конец был направлен назад. Лопасть флюгера в корневой части усильте
липовым бруском. Просверлите в бруске отверстие и вставьте в него
отогнутый конец скобы. Чтобы соединение было более надежным, обмотайте
скобу нитками с клеем, а затем приклейте ее к флюгеру.
Если захотите увеличить размеры модели, то для этого достаточно лишь
изменить площадь стабилизатора и отрицательный угол 6. Хвостовую балку
фюзеляжа можно оставить прежних размеров.
И в заключение несколько советов по регулировке модели. Если лопасти
сделаны жесткими, то винты могут слабо раскручиваться. Тогда придется
уменьшить угол атаки у лопастей. Если лопасти эластичны и винты
раскручиваются очень сильно, надо увеличить угол атаки примерно до 20°.
Не беда, если под рукой нет пенопласта или достаточного количества
сосновых реек, аэролака. Их можно заменить другими материалами.
Например, лопасть винта можно изготовить целиком из листа ватмана,
подкрепив ее одним-двумя лонжеронами из древесины сосны или ватмана. При
этом лопасть винта может быть плоской (из одного слоя ватмана) или
объемной, напоминающей в сечении профиль крыла. В этом случае между
верхним и нижним обводами - листами ватмана - вклеивается лонжерон.
Фюзеляж можно изготовить из одной рейки с усиленной носовой частью и
небольшим пилоном для оси винтов; киль и стабилизатор - аналогично
лопастям винта. Такая модель будет менее долговечной, но летать будет не
хуже. Первые же полеты покажут вам, что и как можно усовершенствовать в
конструкции змея-вертолета, чтобы он лучше летал.