Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
23.02.2015 23:19
Авиамоделизм,
конструкции моделей без привязи
Модели с объемным фюзеляжем
Вырезать бумажную модель самолета - дело нескольких минут, а летает
она, если правильно отрегулирована, совсем неплохо. Но запускать
бумажные модели можно только при полном безветрии. А вот ребята из
конструкторского кружка станции юных техников Северо-Кавказской железной
дороги научились делать бумажные модели самолетов, которым ветер не
помеха. В ветреную погоду они даже лучше летают. И не просто летают, но
и выполняют фигуры высшего пилотажа, например петлю Нестерова, переворот
через крыло.
Материалы - обложка от обычной ученической тетради, полоска тонкого
картона, клей. Инструмент - ножницы.
От обычных бумажных моделей самолетов воздушный акробат (см. рис. 68)
отличается тем, что фюзеляж у него не плоский, а объемный. Такие модели
авиамоделисты называют фюзеляжными. С изготовления фюзеляжа и начинайте.
Обратите внимание, что на развертке фюзеляжа есть сплошные линии и есть
прерывистые, пунктирные. По первым развертку следует вырезать ножницами,
а по вторым - сгибать. Аккуратно вычертите на тетрадной обложке
развертку будущего фюзеляжа, строго соблюдая указанные размеры. Карандашзаточите поострее, тогда линии получатся тонкие, а это значит,
что точнее будут соблюдаться и размеры. Точность в авиамоделизме, как и
в большой авиации, совершенно необходима.
Рис. 68. Воздушный акробат.
Вырежьте развертку фюзеляжа. Согните ее по пунктирным линиям,
намажьте ровным слоем клея те части развертки, которые на рисунке
заштрихованы, и поочередно приклейте к смежным сторонам, обрезая края
бумаги, выступающие над фюзеляжем. Готовый фюзеляж должен получиться
прямоугольного сечения с заостренной носовой частью и скошенной внизу
хвостовой.
Теперь вычертите и вырежьте стабилизатор и киль. Не забудьте сделать
соответствующие прорези для рулей высоты на стабилизаторе и для клапана
на киле. Приклейте сначала к фюзеляжу стабилизатор, а потом к
стабилизатору киль. У последнего надо отогнуть клапаны в противоположные
стороны.
Остается вычертить и вырезать последнюю часть модели - крыло. Для
крепления его к фюзеляжу предусмотрены, как и у киля, клапаны. Но прежде
чем устанавливать крыло, определите центр тяжести модели. Это удобно
сделать на лезвии ножа или ножниц. Поставьте фюзеляж на лезвие поперек
и, передвигая его, найдите такое положение, при котором он будет
находиться в равновесии. Это и есть центр тяжести модели. Отметьте его.
Смажьте клеем клапаны крыла и приклейте их к фюзеляжу так, чтобы центр
тяжести находился приблизительно под одной третью ширины крыла, если
считать от его передней кромки. Пока клей не высохнет, сдвиньте
чуть-чуть клапаны по направлению друг к другу, тогда крыло приобретет
профиль - станет выпуклым. Вот модель и готова.
Теперь надо ее правильно отрегулировать. Это лучше сделать в помещении,
чтобы не мешал ветер.
Возьмите модель двумя пальцами за фюзеляж под крылом, поднимите над
головой, занесите немного назад для замаха и плавным толчком пустите
вперед. Проследите за полетом. Важно подметить, как ведет себя модель в
воздухе. Если она сначала взмоет вверх, а потом резко опустит нос и
приземлится недалеко от вас, значит, у модели слишком облегчена носовая
часть и ее надо загрузить. Вот для этого и понадобится полоска картона.
Она должна быть такой же ширины, как и фюзеляж. Разрежьте ее на кусочки
длиной по 30 мм и приклейте по одному к низу носовой части фюзеляжа,
пока пущенная модель не полетит плавно, постепенно снижаясь. Если модель
при этом будет поворачивать влево или вправо, проверьте, нет ли перекоса
крыла, стабилизатора или киля в сторону разворота, так как искривление
траектории может произойти только по этим причинам.
Может случиться (например, если места соединений были густо намазаны
клеем), что модель, выпущенная из рук, не взмоет сразу вверх, а начнет
круто снижаться. Это значит, что у фюзеляжа перетяжелена носовая часть.
Облегчить ее уже невозможно, поэтому для выравнивания центровки придется
утяжелить хвостовую часть, приклеивая полоски картона к низу фюзеляжа
под стабилизатор.
Отрегулировав модель в помещении, можно выходить с ней на улицу.
Запускать ее при боковом ветре нельзя. Модель полетит дальше, если
запущена по ветру.
Чтобы модель выписывала в воздухе петлю Нестерова, отогните на
стабилизаторе обе половинки руля высоты кверху. Если одну половинку
отогнуть больше, чем другую, модель в верхней точке петли на мгновение
зависнет, а потом перевернется через крыло и станет планировать широкими
кругами.