Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 17:52
Авиамоделизм,
конструкции моделей без привязи
Модели вертолетов
Самый практичный материал для постройки простейших моделей вертолетов
- пенопласт. Вначале расскажем о том, как раскроить его на тонкие листы.
Для этой цели сделайте простой станочек (рис. 71).
На ровно оструганной доске укрепите два фарфоровых ролика - они должны
свободно вращаться на гвоздиках. Через ролики перекиньте нихромовую
проволоку. Один конец ее жестко закрепите на клемме, другой оттяните
пружинкой, чтобы при нагревании проволока не провисала. Подведите
напряжение около 36 В от лабораторного или иного трансформатора к клемме
и к другому концу проволоки, отступя примерно на 40 мм от места
соединения с пружин-
кой. Проволока должна проходить параллельно доске и на такой высоте
от нее, какой толщины пластина пенопласта вам потребуется. Высоту
проволоки легко регулировать, подкладывая под ролики картонные или
металлические шайбы. Если положить кусок пенопласта на доску и подвинуть
его к проволоке, нагретой докрасна, она отрежет от куска ровную
пластину.
Рис. 71. Станочек для изготовления листов из
пенопласта.
Рис. 72. Конструкции ротошютов.
Кроме листового пенопласта, для изготовления пенопластовых
вертолетов, разработанных А. Викторчиком, вам понадобятся еще рейки из
древесины сосны или липы, бамбук, соломинки или камыш, нитки, клей,
стальная проволока диаметром 0,4-0,8 мм, наждачная бумага. Из
инструментов - острый нож и ножницы.
Вырежьте из листа пенопласта круг диаметром 120-200 мм и сделайте
прорези так, чтобы получилась фигура, похожая на многолепестковый
цветок. Края лепестков скруглите по своему усмотрению. Количество
лепестков и их длина - произвольные.
Подогрейте центральную часть круга над лампочкой и отогните все лепестки
вверх на 10-15°- образуется боковая поверхность конуса. Затем поверните
лепестки на 15-20° в одну сторону. Получите модель упрощенного
многолопастного ротора. Поднимите ее и отпустите: вы увидите плавный
полет. Для более устойчивого полета в центр круга воткните соломинку
длиной 200-300 мм. Чтобы закрепить ее в тонком круге, сверху наколите на
нее пенопластовый цилиндрик диаметром 10 мм и высотой 10 мм. Все детали
склейте.
Если теперь подвесить к ротору груз или фигурку пилота, он может
заменить парашют. Такой простейший летательный аппарат называют
ротошютом. При запуске с балкона, например, пятого этажа он будет
парить, как планер, а в восходящих потоках в солнечную погоду может даже
улететь по ветру. Раскрашенные в разные цвета ротошюты можно выбросить
со змея или с обрыва.
На рисунке 72 показаны разные конструкции ротошютов. Поэкспериментируйте
с ними, и вы убедитесь, что наиболее плавно опускаются роторы с
крыльевидными лопастями. Именно такую форму ротора и советуем выбирать
для вертолетов. Лопасти вырежьте из пенопласта толщиной 1,5-2 мм. Длина
лопасти - 80-150. мм, ширина -20-40 мм. Изготовьте лонжероны из
древесины сосны или соломинок и приклейте их к лопастям, как показано на
рисунке 73. Лопастям нужно придать плоско-выпуклый профиль, как у крыла
планера или самолета. Бобышку для ротора изготовьте в виде цилиндра или
конуса диаметром 15-20 мм и высотой 5-15 мм. Воткните лопасти в бобышку.
Ротор надо отрегулировать, как ротошют, с соломинкой-отвесом по оси.
Если он при падении раскручивается и, вращаясь, плавно опускается,
лопасти можно заклеить в бобышке. Для того чтобы ротор поднимался, ему
надо сообщить крутящий момент, при котором подъемная сила превысит массу
ротора.
На рисунке 74 показана модель вертолета-бабочки. Сделать ее нетрудно.
Освободите ротор от осевой рейки или соломинки. В центре бобышки
установите ось из стальной проволоки. Выстругайте рейку-фюзеляж.
Изготовьте подшипник и крючок для резиномотора. В подшипник вставьте ось
ротора, предварительно установив 2-3 шайбы из целлулоида. Согните на оси
ротора крючок для другого конца резиномотора. Лист пенопласта обрежьте,
заформуйте и приклейте к фюзеляжу. Изготовьте резиномотор из 4-6 ниток
круглой резины и установите его.
Первые полеты модели произведите при небольшой закрутке резиномотора.
Если, взлетая, модель отклоняется от вертикали и даже переворачивается,
увеличьте угол при вершине конуса ротора или обрежьте снизу по всему
размаху крыла полоску в 20-40 мм. При повторных запусках может
выясниться, что модель при сильной закрутке резиномотора совершает
крутой вираж. Для устранения этого явления надо уменьшить угол атаки
лопастей.
Для двухроторного вертолета (рис. 75) сделайте фюзеляж с подшипником и
крючком для резиномотора и сильно утонченной хвостовой частью, как у
модели самолета. Один ротор установите на носовом подшипнике, второй
закрепите на фюзеляже нитками и клеем на расстоянии 30-40 мм от первого.
У нижних лопастей угол наклона к горизонту несколько больше, чем у
верхних.
На кончике фюзеляжа приклейте пластинку из тонкого пенопласта. Согните
ее под углом 90-110° по оси фюзеляжа. Это стабилизатор.
Можно расположить второй ротор в месте закрепления крючка для
резиномотора (рис. 76). Тогда отпадает надобность в стабилизаторе. Такую
модель труднее отрегулировать, зато по качеству и продолжительности
полета она лучше других. С этой моделью можно участвовать в
соревнованиях. Она устойчиво и надежно летает, даже если размеры
увеличены вдвое и больше. Чтобы улучшить качество полета спортивной
модели, рекомендуем изготовить фюзеляж из камыша или толстой соломинки и
на обоих концах его сделать подшипники.
На рисунке 77 вы видите еще одну модель, очень похожую на настоящий
вертолет. Бобышки ротора и хвостового винта одновременно служат шкивами,
через которые переброшена шелковая или капроновая нить. Передаточное
отношение шкивов надо подобрать практически. Нить свяжите маленьким
рыболовным узлом и двумя-тремя витками охватите ею шкивы.
Фюзеляж длиной 120-150 мм и диаметром 6-8 мм изготовьте из камыша или
соломины. Хвостовая балка из соломины должна быть такой длины, чтобы ось
хвостового винта находилась примерно на радиусе ротора. Лопасти ротора
отогните вверх, тогда они не будут задевать хвостовой винт. К фюзеляжу
приклейте силуэт кабины из листа пенопласта.
Рис. 77. Спортивная модель двухроторного
вертолета., Рис. 78. Модель вертолета с соосными роторами.
Центр тяжести этой модели расположите на оси вращения ротора, иначе
вы не сможете отрегулировать модель. Центровать его лучше всего наклоном
оси ротора вперед.
Несколько проще в изготовлении и регулировке модель вертолета с соосными
роторами (рис. 78). Склейте на оправке диаметром 10-15 мм трубку из
одного слоя плотной бумаги или ватмана и для жесткости покройте на клею
тонким листом пенопласта. В нее убирается резиномотор. К трубке
приклейте силуэты кабины, хвостовой балки и оперения. Бобышки изготовьте
из пенопласта и оклейте с торца бумагой.
Ротор может иметь не 2 лопасти, как показано на рисунке, а 3 и больше.
Регулировка модели такая же, как и у предыдущих.