Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 18:02
Авиамоделизм,
конструкции моделей без привязи
Самолеты из пенопласта
Модель, изображенная на рисунке 80, летает 20-30 с. Этого достаточно,
чтобы сдать нормы на получение значка <Авиамоделист СССР>.
Выстругайте из сосны или липы рейку длиной около 40 см. Примерно на две
трети длины рейка должна иметь сечение 2X2 мм, затем она суживается к
концу до сечения 1X1 мм. Тщательно зашкурьте рейку, чтобы не было
заусенцев. Острые углы скруглите.
Крылу и стабилизатору придайте такой же профиль, как у простейших
моделей планеров. Затем над лампочкой прогрейте пенопласт и отогните на
стабилизаторе два киля, а на крыльях два ушка. Можно усилить крыло,
приклеив снизу полоску ватмана или тонкую бумагу.
Посмотрите на рисунок 81- здесь изображены все детали винтомоторной
группы.
Рис. 80-82. Самолеты из пенопласта.
Воздушный винт лучше всего сделать наборным. Лопасти вырежьте из
бумаги, а ступицу выстрогайте из сосны, липы или сделайте из соломы.
Лопасти целесообразно делать похожими на овал, суживающийся к внешнему
концу. Приклеивать лопасти к ступице можно любым клеем.
Рис. 80-82. Самолеты из пенопласта.
Рис. 80-82. Самолеты из пенопласта.
Теперь очередь за валом винта. Стальную проволоку диаметром 0,3-0,5
мм согните пинцетом или круглогубцами, как показано на рисунке. Найдите
середину ступицы винта, привяжите вал нитками и промажьте нитки клеем.
Вал нужно прикрепить к ступице так, чтобы лопасти загребали воздух под
равными углами. Это можно проверить. Если мы поместим винт между лампой
и стеной так, чтобы плоскость вращения винта проходила через лампу и
была перпендикулярной стене, тени лопастей должны быть равными по
ширине.
Закрепите вал на фюзеляже. Для этого возьмите брусочек липы или
пенопласта толщиной 2 мм, длиной и шириной 4 мм. Это будет подшипник
вала. Чтобы подшипник из пенопласта был более долговечным, спереди и
сзади него наклейте полоски ватмана. Брусок приклейте к рейке вровень с
ее передним концом.
Чтобы винт легко вращался, необходимо изготовить 2-3 шайбы из фотопленки
или металлической фольги. Проколите остро заточенным кусочком проволоки
отверстие в подшипнике ниже его середины. Отверстие должно быть строго
параллельно фюзеляжу. Наденьте на вал винта шайбы и проденьте винт
сквозь подшипник. Если вал выступает из подшипника более чем на 10 мм,
откусите лишнее кусачками.
Кончик вала согните в колечко диаметром 2-3 мм и поправьте его так,
чтобы оно располагалось симметрично к оси вращения.
Теперь возьмите 20-30 мм такой же проволоки, что и для вала, и согните
крючок. Он крепится к фюзеляжу нитками и клеем.
Резиновую нить сечением 1X1 мм (или диаметром 1 мм) и длиной раза в три
большей, чем расстояние между крючком и валом, свяжите в кольцо.
Повесьте резиномотор на крючки. Найдите центр тяжести модели без крыла:
положите фюзеляж горизонтально на острие ножа или тонкую рейку и
уравновесьте его. Место соприкосновения фюзеляжа с ножом или рейкой и
будет центром тяжести. Приклейте крыло так, чтобы центр тяжести
располагался на 5-10 мм ближе к передней кромке крыла, считая от его
середины.
Осталось правильно отформовать лопасти винта. Дело в том, что окружные
скорости комля и кончика лопасти отличаются друг от друга в 2-3 раза.
Значит, условия, в которых работают разные сечения лопастей, далеко не
равны. Если корневое сечение лопасти ввинтится в воздух при одном и том
же угле установки лопастей на какое-то расстояние, то концы лопастей
должны ввинтиться раза в два больше. Отсюда вывод: комли лопастей будут
тормозить. Чтобы этого не случилось, угол в комлевой части лопасти нужно
увеличить или конец лопасти заставить загребать воздух под меньшим
углом. На нашей модели лучше избрать второй способ. Закручивайте
резиномотор и легким толчком запускайте модель.
Модель, показанную на рисунке 82, изготовить немного сложнее, но она и
летает дольше - около минуты.
Крыло, стабилизатор и киль сделайте как можно тоньше. На лист фанеры
положите сложенную вдвое газету, а на газету - крыло. Закройте его
листом плотной бумаги и прогладьте слабо разогретым утюгом. Поверхность
пенопласта должна оплавиться, и вы получите очень тонкое и гладкое
крыло. То же самое проделайте со стабилизатором и килем.
Но тонкое крыло может скрутиться. Поэтому придется укрепить его системой
расчалок. Стойки сделайте из соломы или очень тонкой сосновой рейки, а
расчалки - из ниток, лучше капроновых, как можно тоньше, но не в ущерб
прочности.
Рис. 83-86. Самолеты из пенопласта.
Лопасти винта тоже можно сделать из пенопласта, но их надо с обеих
сторон оклеить папиросной или конденсаторной бумагой. Делается это без
клея - просто наложите бумагу на пенопласт и проведите утюгом.
Можно заставить модель летать еще дольше, минуты полторы-две, если
сделать биплан, показанный на рисунке 83. Фюзеляж сделан из прочной
соломинки, крылья еще тоньше, чем у предыдущей модели, стабилизатор
также расчален.
Теперь взгляните на рисунок 84. Форма этой модели вполне современна. Но
она неустойчиво летает с одним винтом, поэтому мы предусмотрели два:
один - тянущий, другой - толкающий. К задним кромкам крыла и киля для
регулировки приклейте полоски бумаги шириной 10-12 мм.
Теперь мы предложим вам на первый взгляд необычные летательные аппараты
(рис. 85-86). Это упрощенные модели первых советских искусственных
спутников. На первом спутнике установите 3 или 4 полукруга из тонкого
листа пенопласта, а на втором - конус, свернутый из такого же листа и
склеенный встык или внакладку. Он устанавливается на 6 распорках из
соломинок.
Летают эти модели так. При запуске вверх они достигают 4-6 м высоты и
начинают описывать круги в горизонтальной плоскости. Продолжительность
полета спутников будет тем больше, чем больше их размеры и меньше вес.
Может случиться, что второй спутник полетит только вертикально. Тогда
сместите конус назад. Можно сделать толкающий винт меньшего диаметра и
утопить его в задней полости конуса. Вообще серьезно отнеситесь к
центровке моделей - вряд ли они правильно полетят сразу.