Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
24.02.2015 18:21
Авиамоделизм,
конструкции моделей без привязи
Камбалолет
На соревнованиях по ракетомоделизму можно увидеть, как ракета,
достигнув наивысшей точки подъема, вдруг выбрасывает какой-то предмет,
который затем превращается в планер. Сама ракета плавно спускается на
парашюте, а планер долго еще кружит над головами зрителей. Это
ракетоплан.
Среди моторных ракетопланов особый интерес представляют модели с
необычными движителями, например с машущими крыльями. Однако сделать
такую модель трудно. Куда проще изготовить ракетоплан, похожий по форме
на камбалу: к складывающейся модели дельтаплана добавить машущий
движитель, тоже складывающийся,- вот вам модель камбалолета.
Она была изготовлена инженером Н. Вожеговым совместно с литовским
авиамоделистом А. Ковалюнасом и при испытаниях показала неплохие
результаты. Несущая плоскость проста (рис. 95). Каркас крыла образуют 3
рейки: центральная 1 сечением 4X4 мм и 2 боковые 4X1,5 мм. К последним
крепится резинка 2. Все рейки изготовлены из древесины сосны. Боковые
рейки крепятся к центральной на шарнирах. Круглая резинка, укрепленная
на боковых рейках, расправляет свою поверхность после броска модели с
руки. Движительустановлен на хвосте
камбалолета. Каркасы крыльев 9 и хвоста 10 оклеиваются волокнистой
авиамодельной бумагой.
Рис. 95. Камбалолет.
С устройством привода двигателя следует разобраться очень
внимательно. Это автоколебательный привод с механической обратной связью
между двигателем и колеблющейся поверхностью. Здесь ленты резиномотора
работают не на скручивание, а на растяжение. Вот почему к коленчатому
валу 3 прикреплены пластинки 4 и качающаяся кулиса 5, имеющая
зигзагообразный паз. Коленчатый вал вращается в двух неподвижно
закрепленных щеках 7. Для снижения трения коленчатого вала о щеки между
ними поставлены шайбы 8. Роль упругого торсиона выполняет гибкая
стальная пластинка 6, которая соединяет хвост 10 с кулисой 5. Усилие
растянутого резиномотора передается через намотанные на пластинки
резиновые нити коленчатому валу, который, вращаясь, перебрасывает кулису
то в верхнее, то в нижнее положение. В обоих положениях кулисы
коленчатый вал стопорится и вновь начинает движение только после того,
как хвост дойдет до своего крайнего верха или нижнего положения. При
этом благодаря силам инерции движущегося хвоста кулиса освобождается и
передает ему очередной импульс от резиномотора.
Устройство и размеры деталей привода двигателя показаны на рисунке.
После изготовления и отладки крыла и привода двигателя соедините их
вместе и скрепите центральную рейку крыла с балочкой привода двигателя
шплинтами, пропустив их в 2 предварительно просверленных отверстия.
Собранная модель с незаведенным резиномотором должна устойчиво
планировать. Может случиться так, что в полете она задирает нос или,
наоборот, пикирует. Устраните это, сместив крыло относительно балочки
привода-двигателя немного вперед или назад.