Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
05.03.2015 21:33
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Нитки, и их обработка
При сборке деталей летающих моделей возникает необходимость прочно
соединить несколько деталей: срастить рейку, соединить металлические
детали с деревом, закрепить металлическое шасси на фюзеляже и т. д.
Рис. 133. Примеры использования ниток
Простое и надежное соединение получают, пользуясь нитками, которые
после намотки пропитывают клеем (рис. 133).
Для постройки и запуска воздушных змеев широко используются нитки
различной толщины и шнуры. Особенно прочные шнуры применяют при
изготовлении леера - буксировочного шнура для летающих моделей планеров.
По роду волокна нитки разделяются на шелковые, льняные, капроновые и
полиамидные. Из шелковых ниток при постройке резиномоторных и других
легких моделей чаще всего применяются цветные швейные нитки на бумажных
шпульках. Масса ниток на одной шпульке равна 0,5 г, длина их около 50 м,
толщина 0,2 мм.
Широко применяются также швейные хлопчатобумажные нитки различных
номеров. Высокие номера соответствуют тонким ниткам. Чем меньше номер,
тем нитки толще и прочнее.
В моделях небольшого размера тканями обтягивают переднюю часть фюзеляжа,
днища поплавков и лодок, оклеивают места стыков деталей и узлов, где
требуется повышенная прочность. Так, например, на больших моделях часто
оклеивают по контуру передний шпангоут текстильной лентой шириной 20-30
мм из мадаполама, батиста или ситца. Концы подмоторных рам также
забинтовывают лентой с клеем, чтобы избежать появления трещин в
древесине под болтами, на которых крепится мотор.
Нейлоновые и капроновые ткани, обладающие чрезвычайной прочностью,
успешно используют для усиления мест стыка и оклейки фюзеляжей кордовых
моделей. Благодаря тому что у них нет ворса и нитроклей хорошо проникает
сквозь них, они дают ровную поверхность без пузырей и складок.
Особенно тонкие сорта тканей применяют и для обтяжки крыльев летающих
моделей.
В табл. 29 приведены данные некоторых тканей, применяемых моделистами.
Эти данные будут полезны при выборе материала для обтяжки и необходимы
для расчета массы покрытия.
Перед тем как начать обтяжку модели, рекомендуется натянуть ткань на
рамку, проэмалить один-два раза и дать просохнуть.
Ткань приобретает жесткость, хорошо кроится и режется, из нее можно
приготовить ленты и заплатки, которые клеят ацетоном на поверхность,
обработанную нитропокрытиями.
Для приклеивания ткани к каркасу моделей применяют нитроклеи, а для
натягивания и создания водонепроницаемости - эмалит (аэролак первого
покрытия AI-H), разбавленный наполовину, так как нормальный эмалит
слишком густ. Первый слой наносят кистью. После нанесения четырех-пяти
слоев эмалита распылителем обшивку следует покрыть лаком или
нитроэмалью. При этом прочность, а также и масса ткани значительно
возрастают.
При выборе материала для обшивки не следует применять незнакомые и не
освоенные в деле сорта. Новые материалы используют, только проверив их
способность натягиваться после покрытия эмалитом.
Некоторые сорта тканей не только не натягиваются после покрытия
двумя-тремя слоями эмалита, но, наоборот, дрябнут и образовывают на
поверхности складки. Обидно, когда моделист, изрезав ценный материал,
оклеит модель, покроет эмалитом и убедится в полной неудаче.
Ткани обычно отделывают путем окрашивания по второму и третьему слою
эмалита цветными нитроэмалями второго покрытия и покрытия лаками.
Красивую блестящую поверхность можно получить покрытием одним-двумя
слоями пентафталевого лака № 170 поверх двух-трех слоев эмалита. Если
покрытие делается этим способом, то для того, чтобы получить приятный
кремовый цвет, нужно применять чистый эмалит, а при наклейке на каркас
не пачкать ткань клеем и грязными руками.
Не рекомендуется покрывать поверх эмалита масляными или эмалевыми
красками, во-первых, потому, что они тяжелы, а во-вторых, из-за плохого
сцепления этих красок с нитролаковой пленкой.