Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
07.03.2015 13:53
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Узлы и детали моделей
Фюзеляж модели является ее корпусом, на котором монтируются все
основные части модели: крыло, оперение, мотор, шасси. В нем размещается
полезный груз.
Фюзеляж летающей модели испытывает большие нагрузки при посадке и от
вибрации мотора. В особенности сложные нагрузки испытывает фюзеляж
резиномоторных моделей, он подвергается одновременно сжатию и кручению
под действием резины.
Продольными конструктивными элементами фюзеляжа являются стрингеры,
поперечными - шпангоуты. Широкое распространение получили фюзеляжи
скорлупного типа (монокок), выклеиваемые из шпона легких пород дерева и
синтетических угле-и стекловолокнистых тканей на эпоксидных смолах.
Фюзеляж моделей-макетов изготовляют из дерева или пластмасс, сохранив
подобие внешних форм и обеспечив стойкость при длительном хранении
модели в условиях выставок и музеев.
Шпангоут летающей, особенно резиномоторной, модели (рис.
144)-ответственная деталь, которая должна быть прочной и иметь малую
массу. Обычным материалом для них служит авиационная березовая фанера
различной толщины.
Процесс изготовления разборной кордовой пилотажной модели следующий:
размечается фанера, обрабатывается по контуру, вырезаются облегчения и
пазы, готовый шпангоут зачищается.
Фанерные шпангоуты просто изготовить и собрать на простейшем реечном
стапеле. Но они имеют довольно большую массу. Кроме того, жесткость
шпангоутов неодинакова вдоль и поперек волокон рубашки.
Шпангоуты из шпона или пластин изготовляют в следующей
последовательности: шпон разрезается на плоскости, полоски склеиваются
внахлестку по чертежу, излишки обрезаются стамеской и прорезаются пазы
для стрингеров. Полученные таким образом шпангоуты обладают большой
прочностью при малой массе.
Рекомендуется применять березовый шпон толщиной 0,5- 1 мм, бальзовые,
сосновые и липовые пластины.
Клееные шпангоуты обычно изготовляют для фюзеляжей овального или
круглого сечения. Эти шпангоуты обладают большой прочностью, но их
труднее сделать, так как для каждого шпангоута необходимо изготовлять
отдельный шаблон.
Материалом служат полоски березового шпона или тонкие сосновые рейки
толщиной 1 -1,5 мм.
Процесс изготовления следующий: делают шаблон; заготовляют полоски шпона
или сосновые рейки, сгибают и заклеивают рейки казеиновым клеем,
просушивают, зачищают и подгоняют под размер.
Шпангоуты из бальзы выполняют из тонких пластин бальзы толщиной от 1 до
5 мм. Процесс изготовления следующий: подготовляют пластину, зашкуривают,
размечают оси, контур и пазы, вырезают ножом контур, а затем тем же
ножом или лобзиком - облегчение.
Применять бальзовые шпангоуты выгодно, так как их просто изготовить и
подогнать после установки шпангоутов на фюзеляже.
Стрингеры - продольные элементы конструкции фюзеляжа, представляют собой
рейки прямоугольного сечения, выполненные из сосны или бальзы. Их
строгают рубанком с помощью протяжки.
Приспособлениями для сборки служат стапель -прямая рейка или доска, на
которой ведется разметка и сборка фюзеляжа, и плаз - чертеж на доске,
фанере или бумаге, прикрепленный на ровной доске, на котором собирают и
склеивают панели ферм и каркаса фюзеляжа.
Рис. 144. Изготовление шпангоутов фюзеляжа
Применение стапелей и плазов повышает точность работы и значительно
облегчает процесс сборки.