Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 18:42
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Обтяжка моделей
Обтяжкой и отделкой моделей заканчивается работа по ее изготовлению.
Это один из наиболее ответственных этапов работы, от которого зависят
внешний вид и летные качества модели.
До недавнего времени под обтяжкой модели понимали оклейку каркаса легкой
бумагой или микропленкой, получаемой путем наливания клейкого раствора
на воду. В настоящий момент под этим понятием подразумевают любое
покрытие модели по каркасу. Однако наиболее употребительным материалом
остались разные сорта бумаги и тонкие ткани. Широкое применение получили
лавсановые пленки, дюралюминиевая и алюминиевая фольга; пластины бальзы
и тонкая фанера.
Обтяжка модели - ответственная работа, требующая известных навыков,
внимания и аккуратности. Неудачно выполненную обтяжку модели нельзя
закрасить или зашпаклевать; испорченную обтяжку нужно снять и повторить
работу вновь. Вторичная обтяжка требует затраты времени, сильно портит и
утяжеляет модель и поэтому нужно стремиться, чтобы обтяжка удавалась с
первого раза.
Выбор материала для обтяжки зависит от веса модели, прочности каркаса,
конструктивных и эксплуатационных требований. Технические данные
некоторых сортов бумаги и тканей, применяемых для обтяжки моделей,
приведены в главе III.
Существует несколько способов обтяжки моделей.
Ниже описаны наиболее типичные способы обтяжки.
Обтяжка бумагой сухим способом делается на казеиновом клее, эмалите или
клее БФ.
На казеиновом клее обтяжку папиросной бумагой производят в следующей
последовательности. Приготовляют жидкий казеиновый клей, который
тщательно размешивают и фильтруют через марлю, бумагу, нарезанную на
куски необходимого размера с припуском кругом 3-4 см, шкурку № 25 (или №
10) и школьную кисть № 10 (или лубяную 10X5 мм). Каркас модели крыла
кладут на ровную доску и прикрепляют к ней кнопками или булавками. Затем
смазывают одну сторону каркаса (всю или по частям) ровным слоем клея,
идя последовательно от одного конца к другому, и просматривают смазанные
клеем поверхности. Подсохшие места и те, где клей быстро впитывается,
например на торцах древесины, смазывают еще раз.
Не теряя времени, берут бумагу и прикладывают к смазанному клеем каркасу
узкой стороной, а затем, держа бумагу за конец, пальцами расправляют и
притирают бумагу в одном или двух местах с самого края, где бумага уже
коснулась каркаса (рис. 206).
Далее, держа широкий край бумаги двумя руками, ее слегка натягивают,
расправляя морщины, и опускают на каркас так, чтобы бумага везде плотно
прилегала и хорошо приклеилась.
Рис. 206. Накладывание бумаги на каркас и
просушивание обтяжки в зажимах
Большие к сложные каркасы удобнее обтягивать с помощником, который,
держа бумагу за противоположный конец, помогает коснуться ею
одновременно всего каркаса.
Если бумага в некоторых местах начинает расползаться, это
свидетельствует о том, что клея слишком много; если же бумага не
приклеивается, значит, клея положено мало или он слишком жидкий и быстро
впитался в дерево.
На кромках и в местах, где бумага отстает, ее надо подклеить
дополнительно. Излишки бумаги с краев каркаса снимают шкуркой. Движения
нужно производить в одном направлении - со стороны обтянутой поверхности
вниз, в противном случае обшивка может быть надорвана.
После того как одна сторона каркаса обтянута, приступают к обтягиванию
противоположной стороны (при такой последовательности уменьшается
возможность коробления).
Когда весь каркас будет обтянут, а клей просохнет, бумагу надо опрыснуть
при помощи туалетного пульверизатора. Смачивать бумагу следует так,
чтобы она стала равномерно влажной. Образование капель воды на
поверхности и перемачивание бумаги могут вызвать прорывы обтяжки. Во
время высыхания бумага сильно натягивается и морщины расправляются.
Чтобы избежать появления пятен, не рекомендуется смачивать бумагу,
окрашенную водорастворимыми красителями.
Обтяжка придает каркасу жесткость, но одновременно нагружает и
деформирует его. Для того чтобы исправить коробление, обтянутую часть
надо еще раз слегка смочить водой, положить на ровную доску и прижать по
кромкам тяжелыми металлическими линейками или прижимками (см. рис. 206).
В таком состоянии обшивка должна полностью просохнуть. При исправлении
всякого рода короблений не следует класть части модели на грязную доску
со следами клея. Грязь пристает и отпечатывается на бумаге, а клей
прихватывает обшивку и не позволяет снять детали с доски без повреждения
обшивки.
Хорошую обтяжку можно получить только при тщательной, аккуратной работе.
Работать лучше всего на большом столе. Кроме необходимого инструмента,
на столе ничего не должно лежать и стеснять моделиста.
Температура воздуха в помещении должна быть в пределах 15-25° С;
сквозняки и движение воздуха нежелательны.
Обтяжка фотоклеями, синдетиконом и мучным клейстером производится в
такой же последовательности. Но применяя их, надо более внимательно
следить за тем, чтобы перед смачиванием водой клеевые швы и бумага в
месте приклейки как следует просохли. Также важно смотреть за этим и при
повторном смачивании обтяжки при правке и устранении перекосов, так как
клеевые швы просыхают значительно медленнее, чем бумага.
При выборе клея следует иметь в виду, что казеиновый клей обесцвечивает
цветную бумагу и дает радужные пятна на древесине. Если это
нежелательно, например, при обтяжке прозрачной конденсаторной бумагой,
то надо применить другой способ обтяжки или другой клей. Клей для
обтяжки толстыми бумагами следует разводить более густо, швы тщательно
приглаживать и притирать для обеспечения хорошего проклеивания.
Если бумагу приколоть к столу-доске булавками, то процесс наклеивания
упрощается, так как бумага в этом случае лежит ровно и не сползает.
Обтяжка микалентной бумагой (шелковой) производится в следующей
последовательности. Каркас в местах соприкосновения с бумагой, а у
гидромоделей поверхность всех деталей покрывают нитролаком. Дают ему
просохнуть, накладывают бумагу на каркас, расправляют и жидким
нитролаком AI-H (или его заменителем) с помощью мягкой кисти диаметром
5-6 мм смазывают места соприкосновения каркаса с бумагой (рис. 207).
Лак проходит сквозь бумагу и при высыхании хорошо приклеивает бумагу к
каркасу.
Из цветной бумаги делают разнообразные отводки, полосы и цифры.