Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
09.03.2015 21:13
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Модели ракет
Постройка летающих
моделей ракет и ракетопланов получила довольно широкое
распространение. Этому в значительной степени помогает освоение
производством стандартных двигателей, именуемых МРД (модельный
реактивный двигатель), позволяющих строить как одноступенчатые, так и
многоступенчатые системы. Корпуса ракет в большинстве случаев выклеивают
из плотной бумаги на столярном или поливинилацетатном (ПВБ) клее по
болванке. Стабилизаторы и головной обтекатель лучше всего делать из
бальзы, тунга или липы. Парашют - из микалентной или папиросной бумаги,
стропы - из полиамидной лески 0,15-0,2 или нитки № 10. Окраску можно
производить при помощи распылителей или кистью, так же как летающих
моделей. На рис. 225 показана в разрезе одноступенчатая ракета, а на
рис. 226 двухступенчатая ракета (устройство стандартного МРД,
подсоединение запала и
график тяги двигателя).
В табл. 37 приведены основные характеристики и габариты.
Модельные ракетные двигатели предназначены для создания движущей силы,
обозначения траектории полета и приведения в действие системы спасения
моделей ракет и ракетопланов.
МРД могут быть использованы для запуска моделей в диапазоне температур
окружающего воздуха от -40 до +40 °С.
Таблица 37 Технические характеристики МРД
Двигатель поставляется в полностью собранном и готовом к
использованию виде.
Для запуска к МРД прилагаются воспламенители. Двигатель (см. рис. 226)
состоит из прочной бумажной оболочки, в которую запрессованы сопло,
заряд твердого топлива, замедлитель и вышибной заряд.
Рис. 225. Разрез модели одноступенчатой ракеты
Движущая сила - тяга создается за счет истечения через сопло
продуктов сгорания заряда твердого топлива.
После сгорания заряда твердого топлива загорается замедлитель, продукты
сгорания которого образуют дымовой след, обеспечивающий наблюдение за
полетом модели. Тяга при сгорании замедлителя не создается.
При сгорании замедлителя воспламеняется вышиб-ной заряд, который
раскрывает систему спасения модели, например парашют.
Воспламенитель-запал, вводимый в камеру сгорания перед стартом, состоит
из нихромовой проволоки толщиной 0,2 мм, на которую нанесен
пиротехнический состав. При накаливании проволоки электрическим током он
загорается и воспламеняется заряд.
Выпускаемые МРД различаются габаритами, суммарным импульсом тяги и
временем горения замедлителя.
Основные параметры и характеристики МРД приведены в табл. 37 и на рис.
226.
Правилами соревнований ФАИ по классу моделей ракет установлены
ограничения: сечения корпуса для всех видов - 30 мм, длина не более 350
мм, для ракет-копий - сечение 40 мм и длина не более 500 мм. Наибольшее
сечение должно быть посредине корпуса (подлине).
Характеристика двигателя содержится в маркировке на его оболочке в виде
шифра. Например: МРД 20-10-7, где 20 - суммарный импульс тяги, Н с; 10 -
средняя тяга, Н; 7 - время замедлителя, с.
Выбор МРД. Для соревнований выбор МРД по величине суммарного импульса
производится в зависимости от категории и класса моделей в соответствии
с <Правилами соревнований по ракетному моделизму> ДОСААФ СССР.
МРД без замедлителя (время горения - 0) используются для стартовых
ускорителей и первых ступеней моделей многоступенчатых ракет.
Рис. 226. Разрез модели двухступенчатой ракеты и
двигателя
МРД с замедлителем используются для моделей одноступенчатых и верхних
ступеней многоступенчатых ракет. Время горения замедлителя выбирается из
условия раскрытия системы спасения модели в наивысшей точке траектории
полета.
Чтобы предотвратить отстрел при срабатывании вышибного заряда, МРД
необходимо надежно закрепить в корпусе модели с помощью фиксатора или
плотной посадки навивкой на МРД бумажной ленты.
Для предотвращения утечки газов вышибного заряда и отказа системы
спасения модели МРД в модель ракеты, диаметр которой больше диаметра
двигателя, устанавливают с помощью переходника или колец, перекрывающих
зазор между ними.
Между вышибным зарядом МРД и парашютом (лентой или другой системой
спасения модели) располагают пыж из несгораемого материала толщиной не
менее 10 мм.
Порядок запуска МРД. Отрезают из блока воспламенителей один
воспламенитель и освобождают концы проволоки от картона и липкой ленты.
Вставляют головку воспламенителя до упора в канал МРД и закрепляют пыжом
из сухой бумаги или резинового шнура, не допуская замыкания его концов.
Подсоединяют концы воспламенителя к клеммам дистанционного пульта
управления с источником электрического питания напряжением 6-12 В.
Меры предосторожности. Запуск МРД производят с помощью дистанционного
электрического пульта, оснащенного ключом и кнопкой запуска, с
расстояния не менее 3 м от пускового устройства. МРД при запуске должен
входить в состав модели или находиться на стенде на открытой площадке
(вне помещения). В случае отказа при запуске к модели разрешается
подходить не ранее чем через 1 мин.
Модели ракет должны быть проверены на устойчивость полета.
Установку МРД в модель производят на стартовой площадке.
Для контроля собираемости с МРД, центра тяжести и устойчивости полета
модели используют макет МРД.
Модели ракет запускают с пускового устройства, оснащенного направляющим
стержнем длиной не менее 1000 мм и отражателем пламени в виде
металлической пластины шириной не менее 100 мм. Отклонение стержня от
вертикали должно быть не более 30°. Для предотвращения травм глаз
верхний конец стержня пускового устройства должен находиться на высоте
более 1500 мм от уровня земли.
Площадка для запуска моделей ракет в радиусе 1 м от пускового устройства
должна быть очищена от сухой травы и других легковоспламеняющихся
материалов. Хранят МРД в местах, недоступных для детей. Подростки младше
16 лет могут производить запуск ракет только под руководством
инструктора. Запрещается:
сверлить отверстия, делать проточки и надрезы в оболочке МРД, подгонять
диаметр МРД зачисткой оболочки наждачной бумагой и другими средствами;
расснаряжать МРД, рассверливать сопло, заряд твердого топлива и
замедлитель;
работать с МРД и хранить их вблизи открытого огня и нагревательных
приборов;
использовать МРД с механическими повреждениями в виде трещин, надрезов,
вмятин и взломов на оболочке, а также после падения МРД на твердую
поверхность с высоты более 1 м.
Хранение. В заводской упаковке МРД следует хранить в сухих
проветриваемых помещениях, на стеллажах при температуре от -40 до +40 °С
на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. В распакованном
виде разрешается хранить в отапливаемом помещении при температуре 25 +
10 °С и относительной влажности воздуха не более 65%.
После транспортировки и хранения при отрицательной температуре заводскую
упаковку можно вскрывать в помещении с положительной температурой не
ранее чем через 2 часа.
Двигатели, не подлежащие использованию, уничтожают погружением в воду на
24 ч.