Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
10.03.2015 21:04
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Нитроэмали и нитролаки
Нитроэмали и нитролаки представляют собой растворы нитроцеллюлозы в
смеси органических растворителей с добавлением пигментов, смол и
пластификаторов.
Нитроэмали разделяются по назначению на авиационные, автомобильные и
мебельные.
Наша промышленность выпускает много хороших сортов этих эмалей. В
зависимости от назначения они имеют различную эластичность, твердость
пленки и атмосфероустойчивость.
Для отделки летающих моделей желательно применять более эластичные
авиационные нитроэмали; для музейных моделей лучшими будут мебельные и
автомобильные, потому что они дают более глянцевую поверхность.
Нитроэмали применяются для окраски дерева, бумаги, металла и других
материалов.
В качестве растворителя для приготовления нитроэмалей применяют
растворитель РДВ, № 647 и подобные им, состоящие из ацетона с
добавлением бензола и других компонентов, улучшающих разлив эмали и
регулирующих скорость высыхания.
В качестве пластификатора - смягчителя лаковой пленки - добавляют
касторовое масло или дибутилфталат.
Нитроэмали приготовляют на быстросохнущих растворителях, поэтому их
удобнее наносить распылителями. При работе кистью нижние слои эмали
быстро растворяются, вследствие чего их можно снять кистью. Чтобы этого
не случилось, применяют более густые растворы эмали или добавляют
бутилацетат для улучшения разлива и замедления растворения пленки.
Благодаря удобству в работе, быстрому высыханию и атмос-фероустойчивости
лаковой пленке нитроэмали получают все большее распространение и
вытесняют другие красители. Тонкая эластичная пленка, поддающаяся
шлифованию и полированию, делает эти краски наиболее пригодными в
моделировании. Они широко применяются для отделки летающих и музейных
моделей.
Люминесцентные краски бывают типа краски на клеевой основе, а также на
нитролаке. Служат для обозначения опасных мест с целью предупреждения и
обращения внимания, например, на самолетах гражданской авиации ими
окрашивают концы крыльев и оперения.
Авиационные нитроэмали делятся на две основные группы: нитролаки первого
покрытия, называемые иногда эмалитами, и цветные нитроэмали второго
покрытия, которые наносят всегда по нитролаку первого покрытия и
нитрогрунту.
Нитролак первого покрытия обозначается маркой AI-H. Его применяют для
покрытия обтяжки моделей, для натяжения обтяжки и как клей при сборке
каркасов моделей.
Нитроэмали второго покрытия цветных марок АМТ, АГТ, АП и ДМ в
зависимости от цвета обозначаются номером.
Автомобильные нитроэмали предназначаются для покрытия внешних частей
автомобилей. Они дают более твердое покрытие, чем авиационные.
Недостатком их является большая хрупкость; но зато они лучше полируются,
давая зеркальный блеск.
Двухкомпонентные синтетические лаки поступают в продажу для покрытия
паркета и полов. После отверждения создают твердые нерастворимые
обычными растворителями пленки. В модельном деле применяются для
покрытия частей летающих моделей в тех местах, куда попадает топливо
микродвигателей, а также для предохранения от чрезмерного натяжения
обшивок, покрытых лаком AI-H.
Употребляются по рецепту на этикетке, а также после разбавления
растворителем 647 и ацетоном, скипидаром или рекомендуемым фирмой
составом; дают устойчивую, несколько хрупкую пленку.
Самодельные цветные нитроэмали можно приготовить одним из следующих
способов.
Первый способ. В прозрачный нитролак добавляют тонкотер-ные пигменты.
Чем тоньше пигмент, тем его меньше потребуется и тем лучше будет
эмалевая пленка.
Лак тщательно перетирают с пигментом и 5% касторового масла в
лабораторной ступке и сливают через мелкую сетку в посуду для хранения.
Второй способ. К 30 г масляной краски, взятой из тюбика, добавляют 15 г
масляного лака, 5 г скипидара, 10 г касторового масла, смесь тщательно
перемешивают и разводят в 50 г ацетона. Затем, добавив 70 г прозрачного
нитролака, тщательно растирают и пропускают через тонкую сетку. Если
полученная таким образом эмаль слишком жирная и начинает свертываться,
следует добавить немного ацетона или прозрачного нитролака. Самодельные
эмали значительно уступают по прочности пленки эмалям, выпускаемым
промышленностью.
Нитролаки предназначаются для покрытия поверхности, окрашенной
нитроэмалями, или, в смеси с последним слоем нитроэмали, для придания
глянца и твердости (или матовости) поверхности нитропокрытия.
Цапон-лаки обладают всеми качествами эмалита, но пленка менее эластична
и более тверда.
Цапон-лак легко приготовить самому. Для этого 1 весовую часть стружек
прозрачного целлулоида необходимо растворить в 30 частях разжижителя РДВ,
№ 647 или смеси 5 частей ацетона и 5 частей амилацетата. Попадание в лак
воды вызывает резкое ухудшение качества лака.
Если лак после высыхания слишком хрупок, то его можно смягчить, добавив
3-5% по весу касторового масла. Для улучшения разлива и предотвращения
образования белых пятен следует добавить бутилацетат.
Лак, приготовленный из непрозрачного цветного целлулоида, обладает
меньшей прочностью пленки.
Цапон-лак дает твердую устойчивую пленку, поэтому его часто применяют
для покрытия винтов, поплавков и других частей летающих моделей. Лак,
нанесенный из пульверизатора на дерево, с успехом заменяет полировку.
Загустевший цапон-лак является также хорошим клеем для сборки каркасов
летающих моделей, склейки целлулоида с целлулоидом.
Матовый лак применяется для покрытия внешних поверхностей моделей-копий
самолетов и деталей, не имеющих блеска, как, например, оборудования
кабин самолетов.