Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
10.03.2015 22:04
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Пульверизационные установки и работа распылителями
Туалетный пульверизатор (рис. 233) является простейшим инструментом,
при помощи которого можно окрашивать летающие модели красителями,
разведенными в спирте, воде или в других легких растворителях. С большим
трудом таким пульверизатором можно распыливать разбавленные нитроэмали.
Простейший <механизированный> пульверизатор работает по такому же
принципу (см. рис. 233).
Источником сжатого воздуха здесь служит велосипедный насос. Однако
качество покрытия и производительность такого пульверизатора получаются
невысокими из-за того, что воздух подается толчками.
Качественные покрытия можно получить при помощи пульве-ризационной
установки.
Рис. 233. Простейшие распылители и схемы их
действия
Всякая пульверизационная установка состоит из двух основных частей:
системы питания сжатым воздухом и пульверизатора-распылителя или
аэрографического пистолета.
Для правильной работы распылителя необходимо подавать в него воздух
постоянного давления без воды и масла. Величина давления подбирается в
зависимости от размеров распылителя и густоты краски в пределах от 1 до
3 ати.
Постоянство давления в шланге, питающем воздухом распылитель,
поддерживается с помощью клапана или редуктора, снабженного двумя
манометрами: одним на входе в редуктор, другим на выходе из него (рис.
234), которые устанавливаются на баллоне-ресивере. Манометры на
редукторе показывают давление в ресивере и шланге.
Регулировочный винт позволяет создать в шланге желаемое давление в
пределах от атмосферного до величины давления в ресивере.
Сжатый воздух можно получить от компрессора, подающего воздух
непрерывно, либо от баллона высокого давления, заполняемого сжатым
воздухом периодически.
В первом случае редуктор не обязателен и его можно заменить пружинным
регулируемым клапаном (см. рис. 241), который будет выпускать излишний
воздух и поддерживать постоянное давление.
Во втором случае редуктор необходим, так как шланги не выдерживают
высокого давления. Кроме того, слишком большое давление в распылителе
нарушает его нормальное функционирование.
Принцип работы распылителей основан на эжектирующем действии струи
воздуха, то есть способности струи воздуха захватывать и переносить в
себе капельки жидкой краски.
Принципиальная схема, монтаж и конструктивное решение компрессорной
установки могут быть различными в зависимости от имеющихся в
распоряжении средств (рис. 235).
Примитивную ручную аэрографическую установку можно изготовить из
автомобильного насоса и баллона от огнетушителя. Работать на этой
установке надо вдвоем, так как для поддержания давления в ресивере
приходится почти непрерывно действовать насосом. Воздух к распылителю
подается по резиновой трубке с внутренним диаметром около 5 мм.
Небольшую компрессорную установку можно изготовить самому из небольшого
велосипедного мотора или авиационного компрессора типа АК-50,
устанавливаемого на поршневых авиационных моторах. На самолетах эти
компрессоры служат для нагнетания сжатого воздуха в баллоны, из которых
воздух расходуется на запуск мотора, выпуск и уборку шасси. Эти
компрессоры можно снять со списанных авиационных моторов и смонтировать
компрессорную установку (рис. 236).
Рис. 234. Схемы пульверизационных установок
Рис. 235. Компрессорные установки
Рис. 236. Чертеж самодельной установки с
компрессором АК-50
Рис. 237. Компрессор "Мустанг"
Для питания распылителя можно использовать также любой гаражный или
автомобильный компрессор (рис. 237).
К числу инструментов и приспособлений, используемых при обслуживании
легковых автомобилей, относятся электромеханические компрессоры. Они
бывают поршневыми типа АК-50 и диафрагменными (беспоршневыми). Некоторая
трудность при их использовании возникает из-за того, что они работают от
бортовой системы электропитания автомобиля (постоянный ток напряжением
12 В). Поэтому для их работы нужен или аккумулятор автомобиля, или
выпрямитель зарядного устройства (для работы от сети). На рис. 237
показан диафрагменный компрессор <Мустанг>. Он состоит из рукоятки, в
которой находится эксцентриковый привод, барабан с диафрагмой,
образующий промежуточную емкость, и место крепления шланга или корпуса
распылителя к компрессору. Краскораспылителем, который навертывается на
крышку, набором форсунок и шлангом в модельном деле пользоваться
неудобно, поэтому следует изготовить переходник на шланг и подсоединить
распылитель через переходник, а не прямо на корпус компрессора (см. рис.
237). Кроме автомобильного компрессора <Мустанг> имеются компрессоры
такого же назначения АК-50 и <Орион-5>.
Конструкции распылителей изображены на рис. 238. При наличии
токарно-винторезного станка распылитель можно изготовить по чертежам
(рис. 239-242).
Струя воздуха, выходящая из форсунки распылителя, в зависимости от
содержания в ней краски может быть бедной, нормальной или богатой, а в
зависимости от давления воздуха и величины открытия воздушного клапана
распылителя - сильной или слабой.
Рис. 238. Распылители, краскопульты
Рис. 239. Рабочие чертежи распылителя № 2
Рис. 240. Детали распылителя № 2
Рис. 241. Рабочие чертежи распылителя № 3
Рис. 242. Детали распылителя № 3
Таблица 47 Регулировка распылителя
Густота применяемой краски зависит от величины распылителя и давления
воздуха: чем больше распылитель и больше давление воздуха, тем гуще
может быть краска.
Начинать работу надо с разведения нитроэмали разжижителем в пропорции
1:1. Давление воздуха в шланге необходимо отрегулировать так, чтобы оно
было 1,5-2 ати. После этого заливают краску в бачок распылителя и
нажимом курка проверяют качество струи. Вращая сопло, следует подобрать
наиболее благоприятное его положение и оценить по табл. 47 качество
получаемого покрытия. Определив недостатки покрытия, надо отрегулировать
распылитель таким образом, чтобы сырой лаковый слой растекался без
подтеков, образуя гладкую зеркальную поверхность без сухих крупинок или
следов отдельных капель или брызг.
Работа распылителем требует некоторого навыка; часто обвиняют в тех или
иных недостатках работы механизм распылителя, тогда как неудача
происходит от неумения его наладить.