Все о конструировании, в помощь конструктору,
советы бывалых, статьи для детского и взрослого творчества
Дата создания
сайта:
24/02/2013 Дата обновления главной страницы:
10.03.2015 22:43
Авиамоделирование, создание моделей
самолетов, обработка дерева, металлов, пластмасс и других материалов,
окраска моделей
Нанесение надписей
Надписи на моделях можно нанести красками или вырезать из цветной
бумаги буквами и наклеить на место. На моделях, обтянутых папиросной
бумагой, надписи можно выполнить гуашью.
На моделях-копиях надписи делают распылителем через трафареты. При таком
способе поверхность, на которую нужно нанести надпись, располагают
горизонтально, а распылитель держат так,.чтобы струя распыленной краски
была направлена вертикально вниз. Для того чтобы избежать подтеков и
задувов, подачу воздуха уменьшают и применяют более густой раствор
краски (рис. 248).
Хорошие надписи с четкими границами шрифта получают следующим способом.
Шрифт выпиливают из целлулоида или фанеры толщиной 0,5-1 мм и, используя
его как шаблон, вырезают трафареты шрифта из пропарафиненной
конденсаторной бумаги. Готовый трафарет накладывают на место. Кромки
бумаги смачивают водой с помощью мягкой кисти, расправляют прилипший к
поверхности трафарет, устраняют морщинки, под которые может затечь
краска, снимают промокательной бумагой излишки влаги и уже затем наносят
краску кистью или распылителем.
Немедленно после окраски трафарет снимают. После высыхания остатки
бумаги смывают водой, а неровности краев краски подчищают лезвием
бритвы.
Из множества различных шрифтов, применяемых для надписей, можно
рекомендовать стандартный шрифт, принятый в авиации, кирпичный и
латинский шрифты (рис. 249).
Звезды (рис. 250) наносят тем же способом, что и шрифт. Различие
заключается в большем количестве операций, которые производят в
следующем порядке: прежде всего изготовляют шаблон звезды из фанеры или
целлулоида толщиной от 0,5 до 1 мм. Затем выполняют шаблон, равный углу
впадины звезды,- 108°, стороны шаблона делают в два раза большими длины
луча звезды. Пропарафиненную бумагу складывают пачкой в 10- 12 слоев,
накладывают шаблон и острым ножом прорезают всю пачку бумаги по
сторонам, образующим угол 108°.
Трафарет звезды прикладывают к месту и отмечают легкими уколами иглы ее
вершины и впадины; затем при помощи кисти смачивают водой бумажные
уголки, вырезанные по шаблону, и накладывают, как показано на рис. 250,
один за другим. Удалив излишек влаги, листки накрывают плотной бумагой с
отверстием, которая служит для предохранения уголков от сдувания
воздушной струей распылителя. После этого снимают предохранительную
бумагу, а затем уголки в порядке, обратном тому, в котором они
накладывались, то есть первым снимают уголок, который был наложен
последним.
Рис. 248. Нанесение надписей распылителем
Рис. 249. Шрифты для надписей на моделях
Рис. 250. Процесс нанесения звезды
Когда краска совершенно просохнет, остатки бумаги смывают водой и,
отступив от края внутрь звезды на ширину белого канта звезды, наклеивают
водой вторично уголки пропарафиненной бумаги. Ширина белого канта
зависит от размера звезды и равна примерно '/20 ее диаметра. После этого
все операции повторяют снова, в заключение поле звезды закрашивают в
красный цвет. Небольшие поднятия краски по краям звезды устраняют после
просушки и легкой полировкой пастой с керосином или самым мелким
порошком пемзы с водой. Звезду промывают уайт-спиритом или водой, а
ватой удаляют остатки пасты и керосина. Окантовку, то есть тонкую
обводку по контуру звезды, делают рейсфедером той же краской, которой
наносилось поле звезды.
При работе кистью и рейсфедером применяют краску значительно более
густую, чем при работе распылителем.
Тонкие полоски-отводки наносят отводочной кистью и рейсфедером, а также
способом, при котором закрывают фон липкой лентой, мокрой бумагой или
трафаретом, а затем закрашивают просветы.
На рис. 251 показаны модели с различной отделкой, выполненной описанными
способами, на рис. 252 - нанесение опознавательных знаков и на рис. 253
- окраска самолетов Аэрофлота.
В большинстве случаев модели изготовляют в одном экземпляре и каждая из
них имеет свои особенности обтяжки и отделки.
Различие вкусов у моделистов и неодинаковые технические возможности
влияют на выбор материалов, окраску и оформление модели.