В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: "Однажды, в
очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз
добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном
берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней
обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы
обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на
солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло".
Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные
бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии
изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так
появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые
бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от
"фальшивого жемчуга", изготовлявшегося в Египте из непрозрачного
(глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался буера или
бусер.
Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и
простым был способ вытягивания.
В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из
высокоогнеупорной глины - тиглях, которые имели форму невысоких
цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту -
смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно
высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и
обрабатывалось на стадии "вязкого теста".
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического
прутика, введенного в расплавленное
стекло. Стекло прочно приставало к
прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости
вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше
скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на
тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для
нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному
разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших
инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску
и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а
трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные
бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких
"спаянных" между собой прутиков разного цвета.
Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II
тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н. э.
люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера
распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии -
новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу
Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен
способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или
металлической трубки.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и
бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных
трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли
расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной
трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от
мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие
стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа
на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во
вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с
известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер
высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до
вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При
этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались
неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь -
заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с
помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при
нагревании.
Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера
представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии,
в Греции, Галлии - территория нынешней Франции, Испании, Португалии,
Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на
Западную,- во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе
с Константинополем, центр стеклоделия в конце V в переносится на Восток-
в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда
переселилось много греческих и византийских мастеров. В X-XII.вв. здесь
изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после
падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в
полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских
стеклоделов относится к XV-XVII вв., а в XVIII в. наступает период
упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла
секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом
республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные
привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных
стекольных
мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной
безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом
море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается
вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав.
С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом,
причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан
указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить
замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители
острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В
1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего
посла.
Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII
в. во многих городах Италии (Альтере,
Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские,
созданные венецианскими мастерами - перебежчиками. В XV в. такие
мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии
в 1490 г, сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета
десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших
мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего
секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных
и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать,
посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта
зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного
производства. Она снабжала бисером Восток и "Запад, где его обменивали
на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как
разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали
склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень
мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в
рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и
позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену
стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI- XVII
вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция
по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны
Океании, Европу и Азию.