Шпатлевка. После того как деревянной заготовке придана необходимая
форма, приступают к шпатлевке трещин, щелей и мест, подверженных гнили.
Шпатлевку делают из клея ПВА и древесной муки, которую получают,
просеивая опилки через мелкое решето. Концентрация шпатлевки зависит от
того, что нужно шпатлевать. Если на поверхности изделия крупные щели и
трещины, шпатлевку делают густой, если же на древесине царапины и мелкие
погрешности - жидкой. Готовят шпатлевку также из лака НЦ-222 и талька
или древесной муки. Подойдет и эпоксидная шпатлевка, которая продается в
хозяйственных магазинах.
Шпатлевать нужно тщательно и только дефекты, ни в коем случае не пачкая
всю поверхность. Сушат заготовку 24 ч, затем обрабатывают шкурками
(сначала с крупными зернами, затем с мелкими), доводя поверхность ее до
такого состояния, чтобы и на глаз, и на ощупь не чувствовалось никаких
шероховатостей.
Крашение и тонирование. При крашении и тонировании
четко проявляется структура дерева, волокна приобретают различные
оттенки, что создает игру света и тени.
Хочется отметить, что и из твердого, одноцветного кусочка древесины
можно сделать привлекательное украшение.
Древесина хорошо окрашивается всеми красителями, применяющимися для
хлопчатобумажных тканей. В хозяйственных магазинах продаются красители
разного цвета, разводятся они водой, стоят недорого. Для окраски дерева
достаточно приобрести черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый и
бежевый красители. При необходимости их легко соединять в разных
пропорциях, разбавлять, подбирая тот цвет, который нужен. Анилиновые
красители растворяют и в мебельном лаке НЦ-222. Правда, для этого их
придется сначала растворить в небольшом количестве спирта или водки и
уже затем соединить с лаком НЦ-222. Для окраски нескольких кулонов,
например, потребуется одна чайная ложка спирта или водки и щепотка
красителя.
Покрыли этим раствором очищенную заготовку для ювелирного изделия - и
она стала коричневой или бежевой. Но нужно, чтобы на прежнем одноцветном
кусочке дерева темные тона переходили в более светлые, то есть требуется
тонировка. Тонированное изделие выглядит богаче и интереснее, оно
приковывает к себе взгляд.
Техника крашения проста: поверхность древесины сначала два-три раза
смачивают губкой и прошкуривают легкими движениями руки поднявшийся
ворс. Шкурку выбирают тонкую или уже использованную. Затем наносят
кистью или губкой краситель в несколько приемов до получения желаемого
цвета, изделие высушивают и протирают жесткой тканью, приглаживая ворс.
Чтобы получился плавный и почти незаметный для глаза переход от темного
тона к светлому, готовят три-четыре раствора красителя с разной
концентрацией. Например, смешивают краситель и воду в соотношении 1:1;
2:1; 3:1 (по массе).
Изделие покрывается сначала раствором самой слабой концентрации
полностью, затем раствором средней концентрации на две трети и, наконец,
самым густым раствором на одну треть.
Необходимо следить за тем, чтобы переход от светлого тона к темному был
плавным, незаметным, при сгущении красителя в каком-то одном месте
следует темное пятно осторожно размыть водой или потереть ластиком.
Для крашения и тонирования древесины применяют и морилки, которые иногда
удается купить в хозяйственных магазинах. По цвету они бывают
орехо-вокоричневые, красно-коричневые, желтые, черные. Углубить цвет
морилки позволит капля черной туши. При добавлении в морилку отвара от
шелухи лука цвет ее светлеет и приобретает мягкий, красивый оттенок.
Существует много растворов, солей протравки древесины. Например,
мар-ганцевокислый калий окрашивает древесину в коричневый цвет;
хромовокислый калий дает желтые оттенки; с помощью железного купороса
получают серый цвет с голубым оттенком, а с помощью медного - серый с
зеленым оттенком.
Естественные красители - желанная находка для любого художника. Рецепты
красителей, разработанные нашими предками, дошли до нас не полностью, и,
увы, многие потеряны.
"Эстонский альбом" № 8 за 1972 г. (Издательство КУНСТ ЭССР, г. Таллинн)
в статье "Естественные красители" приводит старинные рецепты крашения.
Вот некоторые из них: ф Отвар из коры ольхи окрашивает в
красновато-коричневый цвет, который не выцветает на солнце. ф Отвар
шелухи лука дает желтый и в зависимости от концентрации
коричневато-красный тон. ф От засушенных цветов череды получается
золотисто-желтый цвет. Череду размельчают и вымачивают 6 ч, кипятят в
той же воде в течение 1 ч. 0 Ярко-красный, пунцовый,
красновато-коричневый цвета дают корневища калгана, который собирают до
цветения (до Иванова дня). Корневища калгана высушивают, размельчают,
вымачивают 1 сут и кипятят в той же воде 3 ч.
Натуральными красителями является кора многих деревьев - дуба, осины,
ясеня, вишни, сливы и др.
Если хотите придать древесине какой-либо особый, необычный оттенок,
можно провести эксперимент, соединив в красителе кору двух, трех, а то и
больше пород деревьев. Бесспорно, добьетесь того цвета, который окажется
самым подходящим.
Однако стоп! Изделия из сосны так красить нельзя! При кипячении
древесина сосны теряет свою текстуру, которая от природы бывает
удивительно красива. Не стоит подвергать кипячению и те заготовки,
которые имеют ярко выраженную неповторимую природную окраску.
При желании древесину можно отбеливать, для этого используют хлорную
известь в виде кашицы или перекись водорода в мыльном растворе.
Лакирование. После тонирования изделие лакируется и
полируется. Для этого обычно используется мебельный лак НЦ-222, который
необходимо разбавлять ацетоном или растворителями № 646, № 647. На 1
часть лака рекомендуется брать 5-7 частей растворителя. Лак,
разбавленный растворителем, наносится на поверхность древесины 7, 10, а
то и 15 раз. Для этой цели используются кисточки, распылители или
тампоны из старых шерстяных ниток, обмотанных полотняной тряпочкой. В
тампон наливают немного лака так, чтобы он выделялся на поверхности
только при нажатии. А на поверхность тампона наносят пару капель
светлого машинного масла, чтобы он не прилипал к лакированной
поверхности. Каждый нанесенный слой высушивается и обрабатывается
стертой наждачной шкуркой, на которую тоже капают машинное масло.
Движения руки при лакировании должны быть легкими, кругообразными.
Последние два-три раза лаковую пленку шлифуют пастой (кариполь, ГОИ)