Автомоделизм - массовый технический вид спорта, сочетающий
конструирование и ходовые испытания разнообразных моделей автомобилей.
Различают спортивный и экспериментальный автомоделизм, хотя такое
деление в значительной степени условно. Спортивные модели часто
появляются на свет в результате большой экспериментальной работы, а
экспериментальные подчас выступают в соревнованиях.
Официальным днем рождения автомоделизма в нашей стране считается 18 мая
1957 г. В августе того же года в московском парке <Сокольники>
состоялись первые всесоюзные соревнования автомоделистов. В состязаниях
были представлены 59 моделей. На линию старта вышли 39 человек. Наиболее
быстрая модель с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 10 см3
развила тогда скорость 78,1 км/ч. А современные модели превысили
<самолетную> скорость - 300 км/ч!
Автомодели во всех кружках и лабораториях нашей страны рекомендуется
строить по правилам, разработанным и утвержденным Федерацией
автомодельного спорта СССР (ФАМС). Эта общественная организация
руководит всей работой по развитию спортивного автомоделизма, участвует
в проведении соревнований - в масштабах страны и международных. В тесном
контакте с федерацией работает Центральный спортивный автосудомодельный
клуб ДОСААФ, который непосредственно организует и проводит соревнования,
выпускает литературу, распределяет детали и механизмы, необходимые для
подготовки спортивных команд к соревнованиям. Клуб также обучает
тренеров, руководителей лабораторий и спортивных судей, проводит учебные
сборы, семинары, технические конференции. В республиканских центрах и
многих больших городах действуют федерации и комитеты автомодельного
спорта.
Занятия автомоделизмом ребята начинают обычно с IV класса. В течение
первого года обучения они изучают теорию и историю автомобиля и
автомоделизма, учатся владеть инструментом, работать на станках, делают
первые несложные модели. Тогда же проводятся и первые спортивные
состязания - сначала в кружке, потом районные и городские.
Существуют различные виды автомоделей.
Схематическая модель с резиновым двигателем может быть плоскостной и
объемной. У плоскостной модели контур кузова - из фанеры, основание - из
дощечки, колеса - от игрушечного автомобиля. У объемной - кузов чаще
всего делают из плотной бумаги или картона. Состязаются такие модели на
дистанции от 10 до 25 м по прямой, а чтобы маленькая машинка не сбилась
с курса, сверху делают специальные направляющие, наподобие пантографов у
троллейбусов и электропоездов.
Другой вид моделей для начинающих - с электродвигателем. Источник
питания - батарейки - ставят как на самой модели, так и вне ее. Тогда
ток идет по тонким проводам от центра круга, по которому запускают
модель.
Эти модели не входят в Единую спортивную классификацию, по которой
автомоделисту присваивается спортивный разряд.
Автомоделизм и действующие модели
Соревнования автомоделистов
Трассовые модели стартуют каждая по своей трассе, с крутыми поворотами,
подъемами и спусками по нескольким дорожкам, к которым подведен ток.
Регулируя силу тока, моделист заставляет модель бежать быстрее на прямых
участках пути и сбавлять скорость на поворотах, чтобы модель не сошла с
трассы. Модели стартуют одновременно, и победительницей считается та,
которая за определенное время сделает больше кругов на дистанции. По
трассовым моделям проводятся соревнования в четырех классах: моделей с
открытыми и закрытыми колесами, моделей серийных автомобилей (копий) и
моделей свободного класса, спроектированных самими моделистами.
Разработаны и получили широкое признание, особенно у юных
автомоделистов, зимние скоростные кордовые модели с воздушным винтом -
автосани (аэромобили). Они разделяются на гоночные и модели-копии. На
тех и на других устанавливаются двигатели внутреннего сгорания с рабочим
объемом 1,5 и 2,5 см3.
Следующая ступенька мастерства - это конструирование классических
моделей: скорост-
ных кордовых (гоночных) и моделей-копий.
Гоночные модели - обтекаемой формы, со сближенными узкими колесами,
почти без выступающих снаружи деталей и с очень плотной <начинкой>
кузова. В их конструкции все подчинено достижению наивысшей скорости.
Все кордовые модели снабжены прицепной кордовой планкой длиной 225- 255
мм, считая от оси модели.
На гоночные модели устанавливают двигатели внутреннего сгорания с
рабочим объемом 1,5; 2,5; 5; 10 см3. На всех соревнованиях, где
участвуют школьники, на модели обязательно устанавливают компрессионные
двигатели. Габаритные размеры гоночных моделей не ограничиваются, но их
масса соответственно объемам двигателей не должна превышать 1; 1,5; 2 и
3 кг.
Гоночные модели считаются вершиной автомодельного искусства. Их
конструирование по силам лишь опытным спортсменам, построившим уже
несколько моделей других видов. Наивысшие результаты скорости на 1985 г.
составляют 239, 264, 283 и 317 км/ч соответственно объемам двигателей.
Модели-копии подразделяются на модели с электродвигателем и двигателем
внутреннего сгорания рабочим объемом 1,5 и 2,5 см3. В отличие от
гоночных они должны полностью повторять какой-нибудь прототип из числа
машин, которые серийно выпускает или выпускала автомобильная
промышленность. Помимо испытаний на скорость такие модели проходят еще и
стендовую оценку. По особой шкале техническая комиссия соревнований
определяет, насколько точно юный конструктор воплотил в своей копии
характерные особенности прототипа.
Радиоуправляемые автомодели - миниатюрные конструкции, оснащенные
приемопередающей аппаратурой. Это тоже копии, и они получают на
техническом осмотре поощрительные баллы по той же шкале, что и кордовые
копии. Масса их не ограничивается, они должны быть только не длиннее 500
мм, что объясняется особенностью их ходовых испытаний. На
радиоуправляемых моделях могут стоять и электродвигатели, и двигатели
внутреннего сгорания.
В последние годы советские автомоделисты развивают новый вид
соревнований радиоуправляемых моделей - скоростные гонки на фигурной
трассе длиной 500 м. В отличие от всех остальных видов автомодельных
состязаний здесь стартуют по нескольку моделей сразу. На таких
автомоделях стоят двигатели внутреннего сгорания, рабочим объемом 7 см3,
позволяющие им развивать высокие скорости.
Кордовые модели проходят ходовые испытания и соревнуются на скорость на
специальных автомодельных стадионах - кордодромах. Кордодром - это
круглая бетонированная площадка диаметром чуть больше 20 м, огражденная
крепким бетонным или сетчатым забором.
Модель может стартовать с места, если двигатель ее начал работать от
пускового устройства за пределами кордодрома. Но чаще всего моделист
направляет ее с помощью пускштока - особой рейки с захватом. Толкая
модель, он запускает двигатель, а затем отпускает ее и дает судьям
команду <Старт>. Можно запускать модель и раскручивая ее за кордовую
нить. Разумеется, в зависимости от массы модели кордовые нити применяют
разные - для моделей с двигателем рабочим объемом 1,5 см3 потоньше, а
для моделей с двигателем 10 см3 самые толстые, их диаметр доходит до 1,3
мм. Старт дается только одиночный.
В соответствии с международными правилами для кордовых моделей
установлена одна дистанция -500 м, это 8 кругов стандартного кордодрома.
Подсчет достигнутой скорости ведется по специальным таблицам.
Вместе со спортивным в кружках станций юных техников и других детских
учреждений развивается и экспериментальный автомоделизм. Ребята строят
модели автотранспорта будущего, пытаются перенести в механизмы своих
машин принципы движения живой природы.