Архитектура - система зданий и сооружений, формирующих
пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это
отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы,
поселки и целые города. Архитектура - это и особое искусство создавать,
строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово
architektor означает "строитель"). Архитектор должен соединять в своих
проектах воедино пользу, прочность, красоту.
Здания заводов, фабрик, электростанций - промышленная архитектура. Жилые
дома, больницы, театры - гражданская архитектура. Внешний облик зданий и
сооружений зависит от их назначения (см. Строительство).
Архитектура неразрывно связана с развитием строительной техники. Изба из
бревен, кирпичный дом, станция метро, где главенствуют металл, мрамор,
бетон, и ажурный металлический мост даже на первый взгляд выглядят
совсем разными. Значит, очень многое зависит от строительных материалов,
которые применяет архитектор. Не меньше влияют на архитектуру, на облик
зданий и сооружений и строительные конструкции, применяемые в ту или
иную эпоху. Толстостенные здания, которые складывали наши предки из
кирпича, так же отличаются по облику от современного здания,
построенного из железобетонного каркаса и тонких панелей, как, скажем,
деревянная изба от каменного дома.
Разнообразны художественные средства и приемы
архитектуры. Симметрия (парк Бод-нант в Англии, с лева вверху) и
асимметрия (музей в Нью-Йорке, вверху в середине). Античные зодчие
разработали особую ордерную систему, художественно обработав
стоечно-балочные конструкции своих построек (в центре): А - антаблемент;
Б - колонна; В - стилобат ордера; а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г
- капитель, д - ствол, е - база. Масштаб - впечатление о размере,
значительности сооружения - зависит не от его действительных размеров, а
от деталировки, пропорций, связей с окружающей средой (сравните арочные
мотивы на рисунках внизу).
Ритм, светотень и цвет - тоже изобразительные средства архитектуры.
Горизонтальные членения ярусов, тяг и карнизов колокольни Ивана Великого
в Москве делают ее воздушнее, стройнее и легче (справа вверху на с. 40).
Ритмичное чередование вертикален колонн, ниш, скульптур дворцового
павильона в Пушкино под Ленинградом (вверху) делает здание гармоничным и
цельным. Светотень незаменима для выявления геометрических форм
архитектуры. Цвет делает здание более ярким и выразительным (Софийский
собор в Новгороде, внизу).
Художественная выразительность архитектурного образа достигается
ритмом, т. е. определенным ритмическим повторением отдельных деталей и
частей сооружения (колонн, балконов и т. д.) или, наоборот, резким
выделением главных или иных частей здания. Играют важную роль также
фактура, цвет поверхности, игра света и тени на элементах сооружения
(см. рис.).
Большое значение в архитектуре имеет соразмерность частей здания друг
другу и всего здания в целом (система пропорций) и соразмерность
сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность).
Архитектура разных стран и народов отличается национальными
особенностями, но в то же время в результате их взаимного влияния в
архитектуре появляются формы, общие для группы народов.
В рабовладельческих государствах Древнего Востока монументальные дворцы
и храмы утверждали незыблемость и могущество божества и владык (пирамиды
Египта, зиккураты Ассирии).
В Древней Греции строили города-государства с прямоугольными зданиями,
улицами и площадями. Развитая общественная жизнь требовала строительства
театров, стадионов и т. д.
В могущественном рабовладельческом Древнем Риме появились крупные
сооружения, рассчитанные на огромные массы народа, амфитеатры (Колизей в
Риме), крытые рынки.
В эпоху феодализма для религиозных обрядов строили пышные храмы (храм
Софии в Константинополе)..
Архитектура Древней Руси замечательна своей простотой, ясным и смелым
выявлением конструкций, удивительной пропорциональностью частей и всего
сооружения. С объединением русских земель под властью Москвы
складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского
Кремля стал прообразом для кремлей других городов. Своеобразен тип
шатровых храмов-башен XVI в. (церковь Вознесения в селе Коломенском).
Высокого совершенства достигло в
XVIII-XIX вв. деревянное зодчество (комплекс деревянных сооружений на
острове Кижи в Онежском озере).
Преобразования Петра I вызвали строительство новых по своему характеру
общественных и административных зданий, производственных сооружений,
портов. Строились загородные дворцы, парки. Постройки того времени
отличаются простотой и рациональностью.
В конце XVIII- начале XIX в. создаются городские ансамбли в центрах
Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы и других городов.
Укрепление капиталистического строя в Европе и США во второй половине
XIX в., развитие промышленности привели к быстрому росту городов,
строительству многоэтажных фабричных зданий, вокзалов, универсальных
магазинов, конторских зданий, банков, многоэтажных "доходных" жилых
домов. В конце века в строительство приходит железобетон.
Итак, на архитектуру, облик и тип зданий и сооружений влияют не только
строительная техника, но и социально-исторические условия, идеология и
устремления народов, создающих ее, их государственный строй. Архитектура
городов-государств Древней Греции отличается от архитектуры
деспотического, военизированного Древнего Рима и древних египтян,
обожествлявших своих фараонов, хотя строительная техника в те времена
была на одном уровне.
На архитектуру влияют также географические и климатические особенности
местности.
В социалистическом обществе архитектура впервые в истории поставлена на
службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных
потребностей. Уже в 20-е гг. в нашей стране создавались жилые дома и
общественные здания нового типа - Дворцы культуры, рабочие клубы,
фабрики-кухни, детские сады и ясли. Индустриализация страны в годы
первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных
комплексов, жилых массивов и целых городов.
Советские строители сооружали Московский метрополитен, канал Москва -
Волга, Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве (теперь
Выставка достижений народного хозяйства - ВДНХ). В 1935 г. был составлен
первый генеральный план реконструкции Москвы. В послевоенные годы не
только решались грандиозные задачи восстановления разрушенных городов и
поселков, но и началась их реконструкция.
Для строительства общественных зданий широко используют современную
строительную технику, которая позволяет создавать простые по форме, но
величественные и красивые сооружения - Кремлевский Дворец съездов в
Москве, Дворец пионеров в Киеве, Дворец искусств в Ташкенте, многие
здания в Тбилиси и Ереване.
Развитие строительной техники, появление новых строительных материалов,
с новой силой ощущаемое человеком стремление близости к окружающей
природе открывают перед советскими архитекторами большие возможности для
осуществления самых разнообразных и смелых замыслов.