Очень часто этот летательный аппарат легче воздуха называют еще
воздушным шаром. Огромную оболочку из непроницаемого для газа материала
- прорезиненной ткани или пластика - наполняют либо теплым воздухом,
который, как известно, легче холодного, либо легким газом (водородом или
гелием), и аэростат поднимается, увлекая за собой гондолу - корзину с
пассажирами.
Фото аэростата
Первый воздушный шар построили и запустили летом 1783 г. французы,
братья Ж. и Э. Монгольфье, а первый полет людей на таком воздушном шаре
(монгольфьере) состоялся в Париже осенью того же года.
Фтото аэростата
Поскольку монгольфьеры летали очень недолго - они опускались вниз,
как только в оболочке остывал воздух, полеты на них были лишь чисто
развлекательными. В наши дни конструкцию монгольфьеров
усовершенствовали, снабдив их газовыми горелками для подогрева воздуха в
полете, и теперь воздушные шары используют в спортивных и
научно-познавательных целях.
Однако подъемная сила монгольфьеров весьма невелика, и поэтому гораздо
большее распространение получили воздушные шары, наполняемые водородом
или гелием. Одним из первых использовал такой шар для научных целей
русский ученый Д. И. Менделеев. В 1887 г. он поднялся на воздушном шаре
для наблюдения солнечного затмения.
В 30-е гг. XX в. было построено несколько высотных аэростатов,
предназначенных для исследования верхних слоев атмосферы,- стратостатов.
Чтобы люди могли подолгу находиться на большой высоте, не страдая от
недостатка кислорода, гондолы стратостатов делались герметичными.
Стратостаты с такими кабинами поднимались выше 20 км.
Читать далее..
В настоящее время высотные воздушные шары находят применение в
метеорологии (см. Метеорологическая техника), для запуска автоматических
метеостанций. Используются гелиевые аэростаты и для спортивных целей -
перелетов на большие расстояния.
Так, в 1978 г. был совершен благополучный перелет на воздушном шаре
через Атлантический океан.
И все-таки свободно летящий аэростат, произвольно увлекаемый воздушным
потоком,- игрушка ветра. Поэтому
аэростаты либо делают привязными,
используя их, например, для зондирования атмосферы, либо снабжают их
гондолу двигателями и пропеллерами, и тогда аэростат превращается в
дирижабль. В переводе с французского слово "дирижабль" означает
"управляемый". Первые попытки создания управляемых воздушных шаров
относятся еще к XVIII в. Ими пытались управлять при помощи весел и
парусов, птиц в специальной упряжи. Но реальные конструкции появились
лишь в конце XIX в., когда были сконструированы достаточно легкие и
мощные механические двигатели. По конструкции продолговатой оболочки
дирижабли делятся на четыре типа: мягкие (их оболочка выполнена из
эластичных материалов), жесткие (сделанные, скажем, из жесткого пластика
или металла), комбинированные - полумягкие, полужесткие.
В первой половине XX в. в США, Великобритании, Германии, СССР строились
дирижабли объемом в десятки и сотни тысяч кубических метров. Такие
исполины могли брать на борт сразу десятки тонн груза и сотни
пассажиров, держаться в воздухе без посадки неделями, покрывая за это
время расстояние 20-30 тыс. км. Однако после ряда катастроф в
дирижаблестроении наступает спад. К тому же самолеты оказались в гораздо
меньшей степени зависящими от капризов погоды, чем дирижабли.
Несмотря на это, в наши дни снова возвращается интерес к этим воздушным
кораблям. Экономичность дирижаблей, их большая грузоподъемность,
привлекают внимание современных специалистов.
Так, например, в 1983 г. в нашей стране состоялись испытания дирижабля
"Урал-3", являющегося не просто летательным аппаратом, но и аэрокраном:
он способен транспортировать различные грузы массой до 500 кг. Конечно,
грузоподъемность "Урала" не очень велика. Но в ближайшем будущем
советские конструкторы планируют создание дирижаблей грузоподъемностью
30 т и более. Ведутся подобные работы и за границей - в Англии, Франции,
США... Причем конструкторы планируют использование аэростатов и
дирижаблей не только на Земле, но и на других планетах. Подтверждением
тому может послужить состоявшийся в 1985 г. эксперимент по использованию
аэростатов на Венере. Доставленные с Земли автоматическими межпланетными
станциями "Вега-1" и "Вега-2" аэростаты отправились в путешествие по
атмосфере Венеры, неся в своих гондолах научные приборы.