Пассажирские поезда составляются у нас из 15-16 цельнометаллических
вагонов, грузовые поезда - из 40-50 и более вагонов. Пассажирские вагоны
строятся только с цельнометаллическим кузовом. В таком вагоне ехать
безопасно. Основа кузова - прочная стальная рама с укрепленной на ней
решеткой, состоящей из стоек, продольных балок и потолочных дуг.
Обрешетка обшита снаружи стальными листами, а внутри - многослойной
фанерой.
Современные вагоны удобны для пассажиров. Все вагоны дальнего
следования, с купе или без купе, имеют спальные мягкие или жесткие
места, водяное центральное отопление, электрическое освещение от
собственного генератора, приводимого в движение от оси колес (на
стоянках - от аккумулятора), вентиляцию. Кузов пассажирского вагона
опирается на 2 двуосные тележки с гибкими рессорами и пружинами для
плавности хода. Тележки могут поворачиваться вокруг вертикального штыря,
который входит в отверстие рамы вагона. Это дает возможность вагону
проходить по кривым частям пути.
Вагоны сцепляются друг с другом массивной автоматической сцепкой,
прикрепляемой к рамам вагонов и локомотива. Головка автосцепки имеет 2
так называемых зуба и зев с замком. При нажатии вагонов друг на друга
малый зуб одной головки входит в зев другой, замки сжимаются и запирают
автосцепку. Расцепку производят поворотом рычага, укрепленного сбоку
кузова вагона.
Тормозятся вагоны автоматическими тормозами с помощью сжатого воздуха.
Под всеми вагонами поезда проходит труба - воздушная магистраль. Между
вагонами она соединена гибкими шлангами. В магистраль накачан сжатый
воздух из главного резервуара на локомотиве. С ней соединены запасные
резервуары сжатого воздуха и тормозные цилиндры, находящиеся под каждым
вагоном. Когда машинист на локомотиве поворачивает рукоятку крана,
сжатый воздух выходит из магистрали наружу. Тогда через
воздухораспределители запасные резервуары под вагонами соединяются с
тормозными цилиндрами, сжатый воздух из резервуаров поступает в эти
цилиндры и через рычажные передачи прижимает колодки тормозов к колесам
вагона, и состав тормозится.
Грузовые вагоны бывают различных типов, в зависимости от рода
перевозимых грузов.
Типы современных грузовых вагонов: 1 -
четырехосная платформа; 2 - восьмиосный полувагон; 3 - грузовой
цельнометаллический вагон заторы для перевозки сыпучих грузов; 4 -
четырехосный по- цистерна для перевозки 5, 6, - хопперы-дозаторы для
жидких грузов; 7 - четырехосная цистерна для перевозки жидких
грузов 8 - вагон-танкер; 9 - вагон с опрокидывающимся кузовом; 10
- вагон-холодильник.
Для перевозки промышленных изделий, зерна и других грузов, которые
надо прикрыть от снега, дождя и солнца, используют крытые вагоны. Уголь,
руду, лесоматериалы, машины перевозят в открытых вагонах, в полувагонах
(с люками в полу для разгрузки) и на платформах. Для нефти, бензина,
керосина требуются цистерны. Мясо, рыбу, фрукты перевозят в
вагонах-холодильниках. Есть и специальные саморазгружающиеся вагоны с
опрокидывающимся кузовом - для строительных грузов, платформы - для
перевозки длинномерных грузов, цистерны - для перевозки молока.
Теперь грузовые вагоны строят четырехосными. Такой вагон может поднять
60 т груза и более. В последние годы стали строить еще более крупные
вагоны - шестиосные полувагоны, поднимающие 95 т груза, и восьмиосные
грузоподъемностью 125 т. Перевозки в больших вагонах обходятся дешевле.