Не одну тысячу лет служат человечеству водные пути. Еще древние славяне,
например, знали путь <из варяг в греки> - по рекам нашей страны, затем
по Черному морю, отмечали места наиболее удобных <волоков>, по которым
лодки и ладьи перетаскивали посуху, чтобы миновать особо опасные пороги
или перейти из одной реки в другую.
Не утратили своего значения водные пути и сегодня. Только стали они,
конечно, совсем другими. Опасные участки побережья или, напротив,
защищенные от непогоды бухты и входы в порты отмечаются маяками.
Наиболее удобные пути по прибрежным районам морей и океанов, по рекам -
так называемые фарватеры - отмечаются специальными вешками - буями и
бакенами - плавучими фонарями, хорошо видными в ночное время.
В местах многих древних волоков сегодня проложены каналы - искусственные
реки, намного сократившие длину водных путей. Суэцкий канал, например,
позволяет кораблям попасть из Атлантического океана в Индийский, не
огибая Африку. Сократить путь из Тихого океана в Атлантический помогает
Панамский канал. Благодаря каналам суда могут переходить из одной реки в
другую, например, из Волги в Дон по Волго-Донскому каналу. Обводные
каналы позволяют кораблям обойти . при помощи шлюзов плотины
электростанций.
Шлюз - это лифт для судов. Если река перегорожена плотиной, то уровень
воды в водохранилище гораздо выше, чем в реке ниже по течению. Чтобы
подняться до этого уровня, судно, идущее с низовьев, заходит в шлюз -
часть канала, отгороженную двумя водонепроницаемыми воротами - верхними
и нижними. Как только судно попало в шлюз, нижние ворота закрываются, а
верхние открываются, и после заполнения шлюза водой с помощью насосов
через полностью открывшиеся верхние ворота судно выходит из шлюза и
продолжает свой путь по реке. Спуск судов, идущих в обратном
направлении, осуществляется примерно так же, только суда заходят через
верхние ворота.
Волго-Донской канал имени В.И. Ленина
С недавних пор вместо шлюзов на некоторых реках стали использоваться
судоподъемники. Судно попадает в камеру такого подъемника точно так же,
как в шлюз. Ворота герметично закрываются, и камера, словно гигантская
ванна на колесах, передвигается по рельсовым путям на другую сторону
плотины, где судно снова попадает в реку.
Все вместе эти средства и инженерные сооружения - каналы, маяки, шлюзы,
судоподъемники, ограждение фарватеров буями и бакенами - обеспечивают
безопасное вождение судов по водным путям.