В конце 1924 г. в калужских мастерских Сызрано-Вяземской железной
дороги под руководством инженера А. Л. Чижевского проводились опыты,
которые должны были проверить одну из научных идей К. Э. Циолковского.
Константин Эдуардович предлагал для сверхбыстрого движения поезда
<вдувать слой воздуха между основанием вагона и полотном> дороги.
Проверка показала, что поток воздуха создает между днищем вагона и
полотном дороги как бы воздушную подушку, на которую и опирается
бесколесный экипаж. Опытные поезда на воздушной подушке, построенные во
Франции, ФРГ, США и других странах, показали неплохие скоростные
качества.
Однако наибольшее распространение воздушная подушка получила на речном и
морском транспорте. Здесь подушку создают, нагнетая воздух вентилятором
под широкое днище судна. А чтобы воздушные вихри не успевали
<разбежаться> из-под днища слишком быстро, оно по краю окружается
свисающим резиновым полотнищем - юбкой. В результате получается как бы
коробка, наполненная сжатым воздухом: снизу - вода, сверху - днище, по
бокам - резиновая юбка. Судно поднимается над водой, покачиваясь на
воздушной подушке.
Чтобы сдвинуть судно с места, применяют второй вентилятор. Он
захватывает и отбрасывает струи воздуха к корме. В настоящее время
советские суда на воздушной подушке, построенные горьковскими
судостроителями, развивают скорость выше 100 км/ч. В некоторых странах
налажено регулярное пассажирское сообщение с помощью таких судов. Так,
например, паромы на воздушной подушке совершают регулярные рейсы через
пролив Ла-Манш.
Можно получить эффект воздушной подушки и не прибегая к помощи
вентиляторов. Еще на заре авиации пилоты заметили: аэропланы некоторых
типов, особенно с широким и коротким крылом, приземляются не сразу. До
поверхности земли остается какой-нибудь метр, а аэроплан все продолжает
мчаться над нею. Дело в том, что вблизи земной или водной поверхности,
или, как говорят, вблизи экрана, широкое крыло словно бы придавливает с
разбегу воздух, уплотняет его, а плотный слой воздуха поддерживает
летательный аппарат над землей, мешая приземлиться. Здесь тоже
получается воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу крыла на
15-20%.
Фотография судна на воздушной подушке
Этот эффект и был использован на практике в начале 60-х гг. На одном
из американских озер появился странный летательный аппарат - нечто
среднее между моторной лодкой и самолетом. Оторвавшись от воды, машина
не взмыла вверх, а понеслась над поверхностью, едва не касаясь волн
корпусом. Новое транспортное средство назвали экранолет. В 1973 г. во
время испытаний на Клязьминском водохранилище первый советский экранолет
ЭСКА-1 показал скорость 144 км/ч при мощности двигателя всего 22 кВт!
С помощью воздушной подушки можно также перемещать с места на место
тяжелые станки и другое массивное оборудование. В последние годы эффект
воздушной подушки стали использовать и в медицине. Людей, получивших
ожоги, помещают на <воздушные матрацы> - тоненькие, но многочисленные
струйки воздуха поддерживают тело человека на весу. Ожоги при этом
заживают гораздо скорее, и человек не страдает от прикосновения к
простыням.