Железнодорожный моделизм - популярный в нашей стране и во многих
зарубежных странах вид технического творчества. Он включает
конструирование моделей рельсового транспорта, станционных устройств и
приборов, а также проведение различных соревнований и конкурсов.
В системе учебных заведений Министерства путей сообщения СССР
железнодорожный моделизм получил развитие у нас в стране в 50-е гг. В
наши дни он существует и развивается на станциях юных техников при
железных дорогах, в специализированных ПТУ, а также в кружках моделистов
при детских железных дорогах.
В Москве наибольшее число энтузиастов такого конструирования
объединилось вокруг созданного в 1978 г. музея железнодорожного
моделизма при Центральном клубе железнодорожников. И хотя члены этого
клуба не имеют собственных проектов, но их модели - результат подлинного
творческого поиска. В этом кружке работают над историческими моделями
паровозов. Так, членам клуба удалось воссоздать легендарный паровоз
0В-7024, отремонтированный на первом коммунистическом субботнике в 1919
г. С тех пор как паровоз этот стал на место вечной стоянки в депо
Москва-Сортировочная, прошли десятилетия, и его внешний облик
значительно изменился. Моделисты столицы провели кропотливейшую работу
по его реконструкции. Они сделали чертежи, затем модель - точную копию
паровоза и затем уже внесли уточнения в сам облик паровоза.
Модель паровоза сделали юные техники
Знакомство с игрушечной железной дорогой -
первый шаг к конструированию железнодорожных моделей
Ведется в клубе работа по реконструкции первых паровозов, появившихся
в России в начале XIX в. Это трудная задача, так как не сохранилось даже
достоверных чертежей этих паровозов.
Моделисты-историки много занимаются и воссозданием облика
железнодорожной техники, связанной с годами гражданской и Великой
Отечественной войн. Ведь железнодорожники вписали немало славных страниц
в историю нашего государства.
Но главное направление творчества моделистов - копирование современной
железнодорожной техники, прежде всего электровозов. Чтобы сделать модель
локомотива, надо обладать разнообразными знаниями: от механики до
автоматики. Надо уметь также работать на металлорежущих станках, быть
немного металлургом.
В отличие от исторических моделей-макетов модели-копии (см.
Моделирование, моделизм),
создаваемые в модельных кружках при детских железных дорогах, участвуют
в соревнованиях. Эти соревнования проводятся в зале, где заранее уложены
рельсы миниатюрной дороги строго определенного масштаба, в котором
строятся и сами модели. Модели соревнуются на скорость прохождения
участка пути длиной 20 м. При этом стартует только локомотив, без
состава. И бегают такие модели довольно быстро.
На силу тяги и экономичность соревнуются модели с составом. Зачетным
показателем при испытаниях является отношение массы состава к
собственной массе модели, расход энергии в ватт-секундах (Вт- с) на 1 кг
массы и время следования. Большое внимание уделяется на таких ходовых
испытаниях системам управления. Специально оценивается четкость работы
автоматических устройств. В соревнованиях участвуют не только модели,
выполняющие заранее запрограммированные действия, но и радиоуправляемые
модели.
На технической комиссии судьи-эксперты оценивают также грамотность
конструкций и эстетику внешнего оформления. Большие требования
предъявляются и к самим моделистам. На технической комиссии, к примеру,
обязательно выясняют, насколько глубоко моделист знает устройство
электровоза и тепловоза.
В последние годы в железнодорожном моделизме стало развиваться и
поисковое направление - конструирование транспорта будущего.
С уверенностью можно утверждать, что железнодорожный моделизм - один из
самых сложных и интересных видов моделизма. Занятия им расширяют
кругозор, способствуют развитию полезных практических навыков.