В своих мечтах, отраженных в сказках, легендах, фантастических
романах, человечество издавна стремилось в космос; об этом
свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые)
изобретения прошлого. И только с развитием научно-технического прогресса
и успехами научно-технической революции в XX в. возникла возможность
воплощения этих мечтаний в действительность.
В 1903 г. в одном из русских журналов появилась статья "Исследование
мировых пространств реактивными приборами". Ее автором был учитель из
Калуги К. Э. Циолковский. В своей работе Циолковский впервые обосновал
возможности межпланетных полетов с помощью ракеты. После этого у
великого ученого было еще много удивительных прозрений, сделано много
расчетов, дерзких проектов, давших их автору право называться
основоположником теоретической космонавтики.
Луноход
Космический корабль Восток
В 1929 г. издает свою книгу "Завоевание межпланетных пространств" еще
один замечательный самоучка - Ю. В. Кондратюк. В этой работе было много
оригинального. В ней изобретатель разрабатывал теорию межпланетного
полета с заправкой кораблей на искусственных спутниках планет, предлагал
интересную схему полета на Луну и многое другое. С работами Циолковского
Кондратюк познакомился после того, как сделал свои изобретения. Это было
как откровение. "Я каждый раз удивляюсь сходству нашего образа мыслей",
- пишет Кондратюк в Калугу.
Но, как известно, теория без практики мертва. Это понимали энтузиасты во
многих странах. Несколько десятков патентов на изобретения в области
ракетной техники получает в 20-30-х гг. XX в. американский ученый Р.
Годдард, в это же время опыты с жидкостными ракетными двигателями
проводит в Германии профессор Г. Оберт. Напряженно работают над
воплощением теории в жизнь и на родине Циолковского.
Космический корабль
Межпланетная космическая станция Венера -4
12 декабря 1930 г. в газете "Вечерняя Москва" появилось объявление:
"Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений..." Это
объявление ознаменовало создание Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Ее руководителями стали энтузиасты ракетной техники Ф. А. Цандер и С. П.
Королев. Результаты их подвижнической работы не заставили себя долго
ждать. В 1933 г. была запущена первая советская жидкостная ракета. В
этом же году в стране создается Реактивный научно-исследовательский
институт (РНИИ).
В конце 50-х гг. С. П. Королев возглавляет уже большой коллектив,
создающий мощные ракеты. И вот наступило 4 октября 1957 г. - день начала
космической эры. "Он был мал, этот самый первый искусственный спутник
нашей старой планеты, но его земные позывные разнеслись по всем
материкам..." - вспоминал потом Главный конструктор С. П. Королев.
За первыми спутниками в космос вышли космические корабли "Восток", также
созданные под руководством Королева. Приближался великий день первого
космического полета человека. 12 апреля 1961 г. Главный конструктор проводил в полет Юрия Гагарина. Мир ликовал, а помыслы Королева
устремились еще дальше - к Луне и планетам.
Первые полеты в космическое пространство потребовали для своего
осуществления огромной работы многочисленных научных институтов,
конструкторских бюро, заводских коллективов. Совокупность самых
современных отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космоса с
помощью разного рода космических аппаратов, и называют сейчас
космонавтикой.
Прежде чем отправить космический аппарат на околоземную орбиту или к
какому-нибудь небесному телу, необходимо провести баллистические
расчеты; определить оптимальную траекторию полета, данные для ее
коррекции, выбрать удобные моменты для старта и посадки. Эти
теоретические проблемы решают различные научные организации.
Изображение кометы Галлея полученное АМКС
"Вега-2"
Изображение кометы Галлея полученное АМКС
"Вега-2"
У конструкторов - свои сложности. Они создают новые искусственные
спутники Земли, орбитальные станции и автоматические межпланетные
станции, причем многие работы выполняют впервые в истории. Поэтому
конструкторской деятельности обязательно предшествует большой объем
исследований и испытаний. И это тоже космонавтика.
Каждый новый полет - это и новая программа научных исследований. Для них
создаются уникальные установки и приборы, разрабатываются невиданные до
сих пор методики экспериментов. И это космонавтика.
В полет отправляется человек. Перед этим он долго тренируется на Земле,
потом ежедневно выполняет упражнения на орбите; вернувшись домой, должен
быстрее освоиться с земной тяжестью. О здоровье космонавтов заботятся
врачи. И это тоже космонавтика.
Космонавтика незаметно входит в нашу повседневную жизнь. Вы говорите по
телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к вам из
космоса - спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите
телевизор в Средней Азии или на Дальнем Востоке, читаете центральные
газеты - все это транслируют спутники через космос.
Спутники помогают предсказывать погоду, из них составляются рукотворные
созвездия, по которым в любое время дня и ночи могут
ориентироваться штурманы самолетов и океанских лайнеров, космические
аппараты передают спасателям сигналы, посылаемые потерпевшими бедствие
путешественниками.
Из космоса ведется постоянное наблюдение за нашей планетой. С больших
высот хорошо просматривается строение земных недр. Космические снимки
помогают геологам вести поиск различных полезных ископаемых, следят по
этим фотографиям и за тем, как производственная деятельность человека
влияет на окружающую его природу. Информацию из космоса используют
сегодня специалисты лесного и сельского хозяйств, с орбит ведутся
наблюдения за Мировым океаном, движением ледников, активностью вулканов.
Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах
науки и хозяйства, она еще очень молода, и впереди у нее много побед и
открытий.