Насос - устройство для напорного перемещения (всасывания и
нагнетания) жидкостей. Устройства для безнапорного перемещения жидкостей
называют водоподъемными машинами. По принципу действия и конструкции
насосы бывают разных типов: поршневые, центробежные, осевые, вихревые,
роторные, струйные (см. рис.).
Изобретение насоса относится к глубокой древности. Первый поршневый
насос для тушения пожара, который изобрел древнегреческий механик
Ктесибий, описывается в одном из сочинений древнегреческого ученого I в.
Герона. В средние века насосы использовались в различных гидравлических
машинах. Один из первых центробежных насосов со спиральным корпусом и
четырехлопастным рабочим колесом был предложен французским ученым Д.
Папеном.
До XVIII в. насосы использовались гораздо реже, чем водоподъемные
машины, а с появлением паровых машин они стали вытеснять водоподъемные
машины. Требования к насосам и условия их применения все усложнялись.
В XIX в. с развитием тепловых и электрических двигателей насосы получили
широкое распространение. В 1838 г. русский инженер А. А. Саблуков на
основе созданного им ранее вентилятора (см. Вентиляция, вентилятор)
построил цетробежный насос и работал над применением его при создании
судового движителя.
Центробежный насос
Осевой насос
В современном производстве насосы различных размеров и конструкций
перекачивают нефть, воду, химические продукты. Без них не могло бы
работать ни одно промышленное предприятие. Насосами оборудованы пожарные
автомобили и суда. Топливо и смазочные материалы в современных
двигателях внутреннего сгорания также подаются насосами.