Одежда - это все, что мы носим, - платье, пальто, головные уборы,
перчатки и т. п. У первобытных людей материалом для одежды кроме шкур
служили листья, трава и даже кора деревьев. Со временем человек овладел
искусством прядения (см. Пряжа, прядильное производство) и ткачества
(см. Ткани, ткацкое производство) и стал изготавливать ткани специально
для одежды.
Постепенно одежда стала различной для мужчин и для женщин, девушек и
замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная,
погребальная одежда. Причем уже в Древнем Египте одежда характеризовала
общественное положение носящего ее: платье представителей
господствующего класса де-
лалось из тонких, мягких тканей, богато украшалось вышивкой, а рабы
носили лишь набедренные повязки из грубого холста или кожи.
В Древней Греции и в Древнем Риме одежда свободных людей представляла
собой пря I моугольный, овальный или в форме полукруга кусок льняной
либо шерстяной ткани (обычно белой), который драпировался прямо на
человеке, скрепляясь в нужных местах застежками. Эти одеяния назывались
по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.
После падения Римской империи (V в.) изменились требования к одежде -
она должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давать
возможность человеку легко двигаться. Основными частями костюма мужчин
становятся рубашка и штаны в виде трико, которые в течение нескольких
столетий были их главной одеждой. Платье средневековых женщин имело
очень высокую линию талии, узкие длинные рукава и юбку с длинным
шлейфом. Дополняли этот наряд конусообразный головной убор (высотой до
70 см) и остроносая обувь. Крестьянская одежда шилась из грубых тканей и
была довольно бесформенной, мешковатой.
К концу XV в. силуэт костюма резко изменился. В фигуре стали
подчеркивать устойчивость и монументальность. С XVI в. образцом для
подражания начинает служить испанский костюм. Короткие штаны мужчин
(напоминавшие тыкву) набивали ватой, паклей, соломой, конским волосом.
Женские платья туго натягивали на металлический корсет и плотную нижнюю
юбку с металлическими обручами.
Швейная фабрика имени Ю. А. Гагарина
В пошивочном цехе Тираспольской швейной фабрики
В XVIII в. законодательницей мод становится Франция, создавшая
пышную, со множеством украшений одежду, соответствовавшую этикету
королевского двора. Одежда горожан и крестьян была,
естественно, значительно беднее и более приспособленной для работы - она
состояла из панталон, рубашек и курток у мужчин и платьев, дополняемых
белыми фартуками и чепцами, у женщин.
Начиная с XIX в. одежду стали шить не только на заказ для определенного
человека, но и просто по размерам и продавать уже готовую. Благодаря
этому она стала довольно дешевой, и любой горожанин или сельский житель
мог одеваться в соответствии с модой. Интересно также, что этому веку мы
обязаны и <изобретением> пиджака, который вместе с брюками и жилетом
стал с этих пор основным видом мужской одежды. Фасоны женских платьев
менялись очень быстро.
Наш век открыл новую страницу в истории одежды. Главными в одежде
становятся удобство, практичность, простота изготовления. В 30-е гг. XX
в. изобрели замок-молнию, благодаря чему силуэт платья смог повторять
очертания фигуры. Впервые длина юбок стала резко меняться - то
укорачивалась, то удлинялась. Женщины полюбили чисто мужские виды одежды
- брюки, пиджаки, рубашки.
Спорт и туризм повлияли на мужскую одежду: появились накладные карманы,
брюки с поясом (раньше они обычно держались на подтяжках). В моду вошли
куртки, блузы, водолазки, свитеры, пуловеры, жилеты. А в последние годы
произошел настоящий <джинсовый> бум - рабочая одежда американских
ковбоев стала модной сначала среди молодежи, а затем и среди людей всех
возрастов.
Но интересна исторая не только изменения фасонов одежды, но и способов
ее изготовления. Первые стальные иглы появились в Испании в XVI в.
Первый патент на машину для шитья был выдан в Великобритании в 1755 г.
Но широкого распространения эта машина не получила, так как конструкция
ее была очень несовершенной. Шов состоял из одной нитки, протаскиваемой
через ткань иглой, поэтому он легко распускался, стоило лишь потянуть за
конец нити или порвать эту нить в одном месте.
Американец Элиас Хоу в 1845 г. изобрел швейную машину с челноком,
который закреплял стежки второй нитью, проходящей снизу. И до сих пор
этот способ образования стежков применяется в швейных машинах.
Конструкция швейных машин постоянно совершенствовалась, и к началу XX в.
окончательно сложилась та форма, к которой мы привыкли.
На современных швейных фабриках одежду изготовляют непрерывно-поточным
методом. Это значит, что рабочие места и оборудование размещаются в цехе
последовательно, по ходу технологического процесса. От одного рабочего
места к другому обрабатываемые изделия передаются различными
устройствами: это скаты, транспортеры, конвейеры, которые могут менять
скорость, перемещать изделия не только вперед, но и назад, а на
некоторые рабочие места доставлять даже по нескольку раз.
При массовом производстве одежды большое значение имеют разделение труда
и специализация работ на каждом рабочем месте. Универсальные машины для
шитья вытесняются машинами, предназначенными для выполнения отдельных
операций - втачивания рукавов, обтачивания бортов и т. д. Много
автоматов и полуавтоматов. Производительность таких машин и качество
работы значительно выше. Например, на втачивание рукава идет в 2-2,5
раза меньше времени, чем шло при использовании универсальных
швейных машин.
А как раскраивают ткани, если одновременно шьется так много изделий?
Ткань настилают в несколько десятков слоев, высокой стопкой, и
выкраивают сразу десятки деталей при помощи машин различных типов:
передвижных с прямым или круглым ножом и неподвижных, где нож имеет
форму ленты и неподвижен. Высота стопки, называемой в швейном
производстве настилом, зависит от вида ткани, ее толщины, отделки и т.
п. Хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин и др.). настилают в 150-180
полотен; бобрик, драп - в 15- 25. На верхнее полотно наносится с помощью
лекала (выкройки из картона, окантованной жестью) контур изделия.
Наши конструкторы разработали лазерные раскройные машины, в которых
оператор только нажимает кнопку, а луч лазера перемещается в нужном
направлении по заранее составленной программе. При этом число слоев
разрезаемой ткани значительно увеличивается. Скроенные детали (в
зависимости от вида и назначения изделия) соединяются швами на
разнообразных швейных машинах: стачиваются на быстроходных одноигольных
машинах, которые делают 500 стежков в 1 мин и более; стегаются на
многоигольных машинах и т. д. Широко распространены машины с
зигзагообразной строчкой, машины потайного стежка, вышивальные машины,
автоматы для пришивания пуговиц и крючков, петельные машины.
Но ученые ищут все новые методы соединения тканей. Это особенно важно
для синтетических материалов. Шить из них одежду на обычных швейных
машинах затруднительно: они очень упруги, скользят, детали одежды при
шитье стягиваются по линии шва, появляются складки. И вот была создана
новая, совсем необычная безниточная машина. Она не сшивает, а сваривает
ткани при помощи ультразвука.
На безниточной машине можно сшивать (сваривать) не только синтетические
материалы, но и натуральные ткани и трикотаж с синтетическими пленками,
искусственной кожей. Машина работает очень быстро, так как не надо
менять шпули и бобины, не рвутся нитки, не ломаются иглы.
Разработан также клеевой способ соединения деталей одежды. Особенно
удобно применять такие швы при изготовлении водозащитной одежды для
рыбаков, шахтеров и др. Хороши такие швы и для верхней одежды - пальто,
костюмов. Клей приготовляют из смесей на основе натурального и
синтетического каучуков, полиамидного порошка и др.