Это название объединяет огромное множество машин и механизмов,
предназначенных для перемещения грузов и людей на сравнительно небольшие
расстояния. Условно эти машины можно подразделить на пять групп: 1)
грузоподъемные, 2) транспортирующие, 3) подвесной однорельсовый
транспорт, 4) напольный транспорт, 5) погрузочно-разгрузочные.
К первой группе относятся простейшие устройства для подъема грузов
(блоки, полиспасты, вороты и др.), подъемные краны и подъемники. Блоки,
полиспасты и вороты (см. рис.) человек изобрел в глубокой древности,
когда никаких машин еще не было. Показанный на рисунке подвижный блок
(колесо с желобом для каната, троса или цепи) дает выигрыш в силе в 2
раза: затрачивая усилие Р, можно поднять груз, который весит 2Р.
Полиспаст состоит из нескольких подвижных и неподвижных блоков. Здесь
вес поднимаемого груза распределяется на несколько ветвей каната,
поэтому, приложив к тяговому концу каната усилие Р, можно поднять
гораздо больший груз (в нашем примере - 4Р); при этом скорость подъема
будет в 2 раза меньше, чем при подъеме груза с помощью блока. Ворот дает
выигрыш в силе во столько раз, во сколько плечо R рукоятки больше
радиуса г вала: затрачивая усилие Р, можно поднимать груз, который
весит:
P=R/r
Все эти простейшие устройства в усовершенствованном виде используются
и самостоятельно (ворот - это в принципе та же лебедка), и как составные
части механизмов современных сложных подъемных кранов и других
грузоподъемных машин, иногда рассчитанных на подъем груза массой
несколько тысяч тонн (при мощной несущей конструкции).
Подъемные краны бывают разной конструкции (см. рис.): стационарные,
передвижные (на колесном, гусеничном, железнодорожном ходу), плавучие и
даже воздушные (кран-вертолет, кран-дирижабль). Для привода подъемных
механизмов и механизмов передвижения кранов применяют электродвигатели,
двигатели внутреннего сгорания, гидравлические и пневматические
двигатели. Подъемные краны - одно из основных средств механизации работ
по перемещению изделий, материалов, сырья и других грузов в
промышленности, строительстве, на транспорте. Характер груза определяет
вид грузозахватного приспособления крана; это крюк и стропы для штучных
грузов и контейнеров, грейфер, ковш для сыпучих и кусковых материалов,
специальная бадья для жидкостей, клещи для горячих за
готовок, электромагнит для металлолома (см. рис.) и т. д. Все шире
используются автостропы - приспособления для автоматического захвата и
освобождения груза.
Большим разнообразием конструкций отличается и другая разновидность
грузоподъемных машин - подъемники, перемещающиеся по жестким
вертикальным или наклонным направляющим или по рельсовому пути.
Это в первую очередь пассажирские и грузовые лифты, поднимающие
людей и грузы на высоту до 150 м. Специальные подъемники - клети и
скипы - используют для подъема полезных ископаемых и породы из шахт,
спуска под землю людей и оборудования, загрузки шихты в доменные печи,
подачи угля в котельные и т. п. На строительстве применяют мачтовые,
канатные, шахтные и тележечные подъемники, в гаражах - гидравлические
или винтовые подъемники-платформы; для ремонта городских сетей и зданий
- автомобили-вышки, для подъема судов, плавающих в каналах с разными
уровнями воды, - судоподъемники, а для ремонта судов - слипы.
Все грузоподъемные машины работают периодически, или циклично. Цикл
работы подъемного крана, например, состоит из захвата груза, его
перемещения и разгрузки, возвращения грузозахватного приспособления к
месту приема груза.
Вторая группа подъемно-транспортных машин работает непрерывно. Их так и
называют - машины непрерывного транспорта. В эту группу входят все
конвейеры, от самых маленьких ленточных до многокилометровых
автосборочных, а также пассажирские конвейеры (иначе - движущиеся
тротуары), эскалаторы и патерностеры. Патерностер - это непрерывно
движущийся лифт, кабинки которого не имеют дверей. Скорость его
невелика, и люди могут спокойно входить в кабину и выходить на нужном
этаже.
К третьей группе подъемно-транспортных машин относятся различные тележки
и каретки с подъемным устройством (лебедкой), передвигающиеся на колесах
по однорельсовому (монорельсовому) пути. Эти тележки называются талями
(см. рис.) и имеют ручной, электрический или пневматический привод. Тали
- распространенное средство внутрицехового транспорта. Однорельсовые
подвесные дороги широко применяются для механизации работ на
животноводческих фермах. Их используют для подвоза кормов и подстилки в
грузовых тележках.
Блок, полипласт, ворот
Подъемные краны
Подъемные краны
Тельфер
Погрузочно-разгрузочные машины
В четвертую группу подъемно-транспортных машин входят автопогрузчики
и электропогрузчики (иногда их называют автокарами и электрокарами),
электроштабелеры и т. п. Погрузчики подхватывают, перевозят и разгружают
грузы, а штабелеры укладывают их в штабели высотой до 6 м, а иногда и
выше.
Наконец, пятую группу подъемно-транспортных машин составляют
погрузочно-разгрузочные машины. Это может быть маленький самоходный
многоковшовый погрузчик, или навешенный на мощный трактор большой
одноковшовый погрузчик, или гидравлический автомобилеразгрузчик для
подъема многотонного автомобиля (см. рис.). Кроме того, в
промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве работает множество
погрузочно-разгрузочных и перегрузочных машин, специализированных на
каких-то определенных постоянных операциях.
Разумное использование всего парка подъемно-транспортных машин, создание
новых совершенных конструкций - важнейшее звено в производственной
деятельности человека.
Особенно важное значение приобретает эта техника в период интенсификации
экономики, реконструкции и технического перевооружения действующих
предприятий, ускорения научно-технического прогресса как одно из
основных средств механизации ручного труда.