Принцип политехнического образования впервые был научно обоснован К.
Марксом. Он указывал, что при обучении учащихся естественным и
прикладным наукам необходимо соединять это обучение с производительным
трудом. Такое образование К. Маркс называл политехническим или
технологическим. Политехническое образование, по определению К. Маркса,
"знакомит с основными принципами всех процессов производства и
одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими
орудиями всех производств".
В электромеханическом цехе Московского
опытно-экспериментального школьного завода "Чайка". Здесь московские
школьники под руководством опытных мастеров овладевают профессиями
радиомонтажников, электромонтажников, полиграфистов, швей-мотористок.
В. И. Ленин внес огромный вклад в развитие принципа политехнизма. Он
считал политехнизм руководящим принципом школьного образования,
подчеркивал, что только политехническая школа может готовить
сознательных строителей и граждан социалистического общества. В. И.
Ленин предупреждал, что политехническое обучение нельзя сводить к сумме
ремесел, что политехнизм ни в коем случае не означает многоремесленность,
что школа должна знакомить молодежь "в теории и на практике со всеми
главными отраслями производства".
Очень емкое определение политехнического образования дала Н. К.
Крупская. Она писала: "Политехнизм не есть какой-то особый предмет
преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на
подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в
обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с
практической деятельностью, и особенно увязка их с обучением труду.
Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический
характер".
Ремесленное производство опиралось на опыт, передаваемый из поколения в
поколение. Современное промышленное производство опирается на широкое
использование в производственной деятельности естественнонаучных знаний.
Под политехническим образованием в настоящее время понимается такое
образование, которое вооружает учащихся политехническими знаниями,
трудовыми навыками и умениями, готовит к активному творческому участию в
производительном труде на благо общества, а также формирует
коммунистическое мировоззрение, помогает всестороннему и гармоническому
развитию личности.
К политехническим знаниям относятся: общие принципы организации
производства и управления им; принципы действия и устройства наиболее
распространенных на производстве объектов техники; способы осуществлении
основных технологических процессов: механических, энергетических,
биологических.
К политехническим навыкам и умениям -графические, вычислительные,
измерительные, исследовательские, диагностические, конструкторские
навыки и умения; навыки контроля и самоконтроля; организации рабочего
места; управления техническими устройствами различных типов (пуск,
регулирование, эксплуатация, установка); выявления и устранения
последствий неполадок; составления чертежей и схем; ведения технической
документации.
Для целей политехнического обучения из всего многообразия отраслей
производства и техники отбирается определенное количество объектов,
типичных для различных отраслей и посильных для школьников. Например,
если школьники усвоили общие научные основы автоматики и умеют управлять
отдельными автоматическими устройствами применительно к
машиностроительной промышленности (овладели политехническими знаниями,
навыками и умениями), то они быстро овладеют новой современной
техникой любой другой отрасли промышленности. Таким образом,
политехнические знания, навыки и умения переносятся из одного вида
трудовой деятельности в другой.
Задача средней школы состоит в том, чтобы дать учащимся систему
научных знаний о всех отраслях промышленного производства. И
вместе с тем на практических занятиях научить пользоваться инструментами
и техническими устройствами, наиболее распространенными в трудовой
деятельности, помочь овладеть производственными навыками. Такие знания и
умения подготовят молодых людей к сознательному выбору профессии (см.
Профессионально-техническое образование).
Чем лучше поставлено в школе политехническое образование, тем короче
путь к приобретению профессии. Политехническое образование - основа
профессиональной подготовки подрастающего поколения. Оно обеспечивает
профессиональный кругозор молодого рабочего, становится залогом роста
его квалификации, активности в общественной жизни.
Средняя общеобразовательная школа дает политехнические знания
несколькими способами: при изучении основ наук, в процессе трудового
обучения, в процессе производительного труда и путем привлечения
молодежи к научно-техническому творчеству.
На уроках физики, химии, биологии и других общеобразовательных дисциплин
учащиеся знакомятся с научными основами важнейших отраслей производства,
с принципами организации производства и управления им, узнают, как
устроены и работают наиболее распространенные технические устройства.
Эти основные политехнические знания пронизывают все учебные предметы. В
новых учебных программах по общеобразовательным предметам содержится
перечень основных политехнических навыков и умений, которыми должны
овладеть школьники в процессе их обучения.
В задачи политехнического образования входит не только изучение основ
наук, но и трудовое обучение, политехнические практикумы,
производственное обучение: проведение опытов и лабораторных работ,
практические занятия. На уроках естественных наук каждый школьник
приобретает навыки обращения с различными приборами, аппаратурой,
узнает, как выявлять и устранять их неполадки. Многие учатся управлять
сельскохозяйственными машинами, автомобилями. Изготовляя несложные
изделия и детали, приобретают навыки обработки материалов. В кружках
научно-технического творчества узнают, как читать и составлять чертежи и
схемы, как вести техническую документацию, делают первые шаги в
конструировании, в исследовании, в научном поиске. На практических
занятиях школьники получают навыки контроля и самоконтроля, организации
рабочего места, необходимые каждому.
В условиях развитого социализма и научно-технической революции
возрастает значение политехнического образования для формирования
всесторонне развитых людей, умеющих мыслить и действовать. Крупная
промышленность постоянно производит перевороты в техническом базисе
производства, а вместе с тем и в содержании труда рабочих. Им приходится
переходить из одной отрасли в другую, овладевать новыми профессиями. С
изменением отраслевой структуры производства изменяется содержание
труда, появляются новые профессии, меняется содержание старых.
Производственный кругозор рабочего в связи с этим также расширяется,
повышается интеллектуальный уровень его деятельности. Современное
производство предъявляет высокие требования к общеобразовательной,
политехнической и специальной подготовке рабочих и инженеров.
Введение в стране всеобщего профессионально-технического образования
выдвигает задачу обеспечения взаимосвязи общеобразовательной подготовки
с профессионально-трудовой подготовкой школьников с таким расчетом,
чтобы изучение общеобразовательных предметов являлось базой для
овладения определенной профессией, а профессиональная подготовка
закрепляла знания, полученные школьниками на уроках общеобразовательных
предметов. Это явится новым этапом дальнейшего развития политехнического
образования.