Удобная и безопасная стоянка для судов, морской и речной вокзал для
пассажиров, место, где можно разгрузить привезенный груз и принять на
борт новый, запастись топливом, продовольствием, пресной водой, - вот
что такое порт. Кроме того, порт - это еще и <дом> судна. У каждого
судна есть порт приписки, в который оно всегда возвращается, по каким бы
морям и океанам ни плавало.
Обычно естественные порты укрыты в глубокой бухте или в устье реки. Если
естественного укрытия от волн нет или оно недостаточно, порт защищают от
штормов мощными каменными валами - молами или волноломами.
Вся территория порта разбита на несколько зон. У привокзального пирса
швартуются пассажирские суда. У грузовых причалов могучие портальные
краны ведут выгрузку или погрузку сухогрузов, мощные насосы в считанные
часы выкачивают нефть из танкеров. В порту могут и отремонтировать
судно. Его поставят в док, очистят подводную часть от водорослей и
раковин; если необходимо, сменят некоторые листы обшивки, заново
покрасят. На судоремонтном заводе также приведут в порядок судовые
машины, проверят компасы и другие навигационные приборы, наладят судовую
радиостанцию, отрегулируют все приборы и устройства. На складах порта
хранятся припасы, необходимые для дальнего плавания, грузы, которые
только что прибыли издалека или ожидают отправки.
Если все места у причалов заняты, суда ожидают своей очереди на выгрузку
на внешнем или внутреннем рейде - водном пространстве на подходах к
порту или части акватории порта, специально выделенной под якорную
стоянку.
В случае, когда судно впервые попадает в данный порт, его капитан может
воспользоваться услугами лоцмана, который укажет наиболее простой и
безопасный путь следования к стоянке. Портовые буксиры помогут большому
судну сманеврировать в портовой тесноте, приведут его к причалу.
Обычно у самого входа в порт, у волнолома, стоит маяк - высокая, видная
издалека каменная или стальная башня с прожектором наверху. Ночью
прожектор дает световые сигналы, указывает судам безопасный путь на
стоянку. Когда на море опускается туман и световые вспышки плохо видны,
дополнительно включают еще ревун - мощную сирену.
Морской порт
Для быстрой доставки выгруженных товаров к месту назначения каждый
порт имеет сеть подъездных автомобильных и железнодорожных путей,
которые связывают его с транспортной сетью страны.
Морские порты разделяются на гражданские (торговые, рыбные и др.) и
военные. Торговые порты занимаются международными перевозками и
каботажем (перевозкой грузов между портами одной страны). Среди торговых
различают порты общего назначения, выполняющие разнообразные грузовые
операции (к ним относится большинство крупных портов международной
торговли - Ленинград, Владивосток, Лондон, Марсель, Нью-Йорк и др.), и
специализированные порты, предназначенные для операции с грузами одной
категории. Так, Архангельск специализируется по лесу, английский порт
Кардифф - по углю и т. п. Рыбные порты Калининградский и Мурманский
служат базами рыболовецкого флота. Порты в Сочи и Ялте - пассажирские. В
последнее время появились и своеобразные железнодорожные порты. В
Ильичевске (близ Одессы), Клайпеде, Холмске (о. Сахалин) и некоторых
других портах построены специализированные причалы для железнодорожных
паромов, которые перевозят целые железнодорожные составы. Все ширится
сеть портов, где могут быстро произвести операции по погрузке и выгрузке
судов-контейнеровозов.
Речные порты по назначению делятся на общие и специальные. Они
предназначены для передачи грузов с судов на берег и обратно.
Бывают также порты-убежища, где корабли укрываются во время шторма.
На реках в аванпортах перестраивают караваны судов, большие плоты делят
на маленькие, чтобы облегчить проход через шлюзы. Некоторые из
аванпортов (Куйбышевский и др.) служат и портами общего назначения.