Это слово родилось еще в те времена, когда люди путешествовали в
каретах и в повозках, запряженных лошадьми. Весь путь был разделен на
отдельные участки, на каждом из I которых устраивали станции, где меняли
лошадей. Замена уставших лошадей свежими называлась <реле> (от
французского слова геlleyer - <сменять, заменять>),
В середине прошлого века заработал электрический телеграф. Вскоре
выяснилось, что ток в телеграфной линии по пути от одного пункта связи к
другому постепенно слабеет. [Пришлось всю линию связи разделить на
отдельные участки и на каждом из них установить устройство, которое
восполняло бы потери электрического тока в проводах. По сходству с
перепряжкой лошадей такое устройство назвали реле (см.
Радиорелейная связь).
С тех пор оно прочно вошло во многие аппараты связи и стало применяться
в технике управления и в автоматике.
В телеграфных линиях связи работали электромагнитные реле. Они и сейчас
широко используются в различных автоматических переключателях. Основа
электромагнитного реле - железный сердечник (см. рис.) с обмоткой из
медного изолированного провода. Если по обмотке реле проходит ток,
сердечник намагничивается и притягивает к себе подвижную пластину -
якорь (также сделанный из железа), переключая тем самым связанные с ним
контактные пружины. Когда ток в обмотке прекратится, магнитное поле
исчезнет, якорь под действием контактных пружин вернется в исходное
положение. Переходя из одного крайнего положения (<притянут>) в другое
(<отпущен>), якорь, подобно обычному выключателю, замыкает либо
размыкает контакты, и они тем самым разрывают или связывают
электрическую цепь, в которую включены.
Некоторые электромагнитные реле срабатывают, если по- обмотке проходит
даже слабый ток, силой всего в несколько миллиампер. В то же время
контакты этих реле могут производить переключение в силовых
электрических цепях, через которые протекает ток силой в несколько
ампер, т. е. в 1000 раз больше, чем по обмотке реле.
Сотни тысяч электромагнитных реле продолжают трудиться на автоматических
телефонных станциях, в устройствах автоматики и телемеханики, в
различных измерительных приборах и т. д.
Сейчас электромагнитные реле все чаще заменяются электронными. Пример
такого реле - тиристор.
Электронное реле - триггер - из двух транзисторов вы можете собрать
сами.
Существует и много других видов реле: одни из них реагируют на изменение
громкости и частоты звука (акустические реле), другие - давления и
скорости перемещения (механические), третьи - освещенности и цвета
(оптические), четвертые - температуры (тепловые) и др.