Самолет - наиболее распространенный летательный аппарат тяжелее
воздуха для полетов в атмосфере. Все самолеты имеют в своей конструкции
одни и те же основные части: двигатели, крылья, фюзеляж, хвостовое
оперение...
По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и
турбореактивные самолеты, по скорости - дозвуковые и сверхзвуковые.
(Напомним, что скорость звука в воздухе 330 м/с.)
Крылья (одно - у моноплана, два -у биплана) обычно крепятся к фюзеляжу -
корпусу самолета. Самолет
поддерживает в воздухе подъемная сила крыла. При его движении
набегающий поток воздуха неравномерно обтекает верхнюю и нижнюю
поверхности крыла: сверху получается некоторое разрежение, снизу -
повышенное давление (это достигается особой формой профиля крыльев и
постановкой плоскости крыла подуглом к
воздушному потоку). В полете самолет как бы опирается крылом о воздух.
В фюзеляже размещаются кабина экипажа (в его составе - пилоты, штурманы,
бортинженеры, радисты, стюардессы), салон для пассажиров, грузовые
отсеки, оборудование. Хвостовое оперение самолета включает киль,
заканчивающийся так называемым рулем направления, и стабилизатор, на
котором расположены рули высоты (см. рис.).
Если опустить рули высоты вниз, на них снизу начинает сильнее давить
поток воздуха, хвост самолета поднимается кверху - и самолет снижается.
Управлению самолета с помощью руля высоты способствует подвижная часть
руля - триммер.
При повороте, например, влево нужно повернуть в эту сторону руль
направления и под давлением воздушного потока на руль самолет
развернется влево. Чтобы при этом самолет не потерял устойчивости, его
накреняют при помощи устанавливаемых на крыльях рулей крена - элеронов.
Под обшивкой самолета его крылья и фюзеляж состоят из сложного
переплетения различных деталей. Брусья, которые тянутся вдоль фюзеляжа,
называются стрингерами округлую форму в поперечнике ему придают
шпангоуты. По всему размаху крыльев протянулись лонжероны (основные
продольные несущие балки), а профиль крыла, его поперечное сечение
определяют нервюры (поперечные элементы).
Для взлета и посадки на землю у самолета имеется специальное устройство
- шасси. Гидросамолет при посадке на воду использует в качестве шасси
корпус или поплавки.
Системы управления самолетом включают управление воздушными рулями,
двигателями,шасси, тормозами и т. д.
Управляют самолетом с помощью штурвальной колонки или рут управления и
переключателей, расположении в кабине экипажа. Для облегчения
пилотирования и безопасности полета используются автопилоты и
автоматические бортовые вы числители.
Самолет оборудован различными электро и радиоприборами, обеспечивающими
его управление, а также работу средств радиосвязи и
радионавигации.
Еще до недавнего времени всем самолетам была необходима
взлетно-посадочная полоса (см.
Аэропорт). Но в
последние годы положение начинает меняться. Появились самолеты с
изменяемой геометрией крыла. На взлете крыло такого самолета отстоит от
фюзеляжа почти под прямым углом, обеспечивая взлет после короткого
разбега. Взлет произведен, обе части крыла прижимаются к фюзеляжу, и
самолет, мгновенно набрав скорость, устремляется вверх, подобно ракете.
При посадке, как и при взлете, крыло, снова изменяя свое положение по
отношению к фюзеляжу, позволяет самолету быстро закончить пробег.
Самолеты вертикального взлета и посадки
благодаря имеющимся у них специальным двигателям, создающим тягу в
вертикальной плоскости, могут взлетать, как вертолеты, с места, и так же
садиться.
Работа авиации очень важна для народного хозяйства нашей страны.
Транспортные и пассажирские самолеты быстро доставляют пассажиров, почту
и грузы в самые отдаленные области и районы. Самолеты-лаборатории ведут
разведку полезных ископаемых, помогают синоптикам составлять точные
прогнозы погоды, а картографам - подробные географические карты.
Самолеты-разведчики наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыбы,
определяют наилучшие маршруты передвижения судов во льдах Арктики.
Сельскохозяйственная авиация с воздуха вносит на поля удобрения, а также
ведет обработку посевов гербицидами - химическими веществами,
уничтожающими сорняки. Воздушные пожарные могут быстро обнаружить огонь
в лесу и погасить пожар, а крылатая <скорая помощь> окажет необходимую
помощь больному.
Бдительно охраняет небо нашей Родины авиация Военно-Воздушных Сил.