Строим мы дома или мосты, собираем машины или мебель, выпускаем книги
или журналы - во всех случаях нам приходится соединять между собой
различные детали. И в каждом случае мы выбираем свой, и подчас весьма
сложный, способ соединения.
В книге, которую вы читаете, листы сначала соединены нитками в единый
блок и приклеены клеем к сторонкам переплета. Деревянные книжные полки
соединены на шипах и склеены клеем, а часть деталей прикреплена при
помощи гвоздей и шурупов. Кирпичи стен здания прочно связаны между собой
цементным раствором, а опоры линий
электропередачи удерживаются на своих фундаментах толстыми анкерными
болтами. Очень много различных соединений применяют в машиностроении.
Одни детали машин соединяют <раз и навсегда> (неразборные соединения),
другие - так, чтобы их можно было разобрать и собрать вновь (разборные
соединения), а третьи - чтобы они могли перемещаться относительно друг
друга в определенном направлении (подвижные соединения).
Винтовое соединение
Соединение с помощью болтов
Шпоночное соединение
Шлицевое соединение
Соединение шурупами
Шпоночное соединение второй вариант
Соединение сваркой
Соединение на заклепках
Неразборные соединения получают пайкой, запрессовкой одной детали в
другую, клепкой, а чаще всего - сваркой. Разборные соединения, как
правило, выполняют при помощи болтов с гайками или винтов. А чтобы они
не развинтились от вибрации, применяют дополнительные стопорящие детали,
контргайки, различные фигурные и пружинящие шайбы и шплинты.
Есть и иные типы разборных соединений. Шкивы, зубчатые колеса и другие
вращающиеся детали соединяют с валом при помощи выступов, равномерно
расположенных на одной из деталей, которые входят в пазы другой
(шлицевое соединение). Эти же детали часто крепят с помощью шпонки,
входящей одновременно в бал машины и в соединяемую с ним деталь
(шпоночное соединение).
Иногда такие соединения бывают подвижными - они позволяют перемещать
вращающиеся детали вдоль оси вала. Для соединения 2 валов применяют
муфты, а для соединения труб - фитинги (ниппели, угольники).