Так называются в нашей стране внешкольные детские учреждения, которые
ведут работу с пионерами и школьниками в области техники, учат ребят
техническому творчеству, помогают им выбрать профессию.
Обычно на станции юных техников (СЮТ) начинают заниматься с VI класса.
Но на многих станциях работают еще и кружки для самых младших
-"Начальное техническое моделирование". Именно с них начинается
техническое творчество младших школьников, которые впервые приходят на
СЮТ. И скоро оказывается, что в мире техники есть очень много интересных
дел, которые по плечу и первокласснику. Конечно, совсем не просто
научиться держать в руках молоток или напильник, рубанок или паяльник.
Но и не так уж сложно. Незаметно летит время - и всего через несколько
недель вчерашний новичок с гордостью демонстрирует ребятам сделанный им
маленький автомобиль из бумаги или фанеры с настоящим резиновым
двигателем. А другой покажет крохотную парусную яхту, третий - летающие
или настольные модели самолетов. Еще несколько занятий - и руководитель
предлагает устроить первые соревнования. И как бы ни назывались они -
"пионерские автогонки", "пионерская регата" или по-другому, это будут
настоящие соревнования с судейской коллегией, с победителями и призами.
Так будущие конструкторы, инженеры, рабочие-новаторы делают первый шаг в
увлекательный и сложный мир техники.
На станциях юных техников, в школьных
технических кружках, в кружках Дворцов и Домов пионеров начинается путь
юных моделистов в большую технику. Калужская городская станция юных
техников. РСФСР.
Те, кто постарше, выбирают кружки посложнее. Набор этих кружков на
разных СЮТ не одинаков, но почти везде ребята под руководством опытных
преподавателей могут заниматься различными видами моделизма:
автомоделизмом, авиамоделизмом, судомоделизмом, ракетно-космическим
моделизмом и железнодорожным моделизмом. Есть здесь и радиотехнические
кружки. Во многих СЮТ ребята осваивают фотодело и основы дизайна -
художественного конструирования. А самые старшие конструируют и строят
настоящие машины - главным образом транспортную технику: карты, багги,
микроавтомобили и катера. В последние годы все большее развитие получают
кружки, в которых ребята занимаются конструированием
электронно-вычислительной техники, собирают персональные компьютеры,
применяя на деле полученные в школе знания об основах информатики.
Нет области техники, которой не интересовались бы школьники, а значит, и
кружков и
лабораторий на СЮТ открывается все больше и больше. Например, на Омской
областной СЮТ самым популярным у ребят считается кружок
сельскохозяйственного конструирования. Здесь ведутся разработки на таком
серьезном уровне, что некоторые из ребят были удостоены авторских
свидетельств. Внедрены в промышленное производство конструкции и
приспособления, созданные ребятами Горьковской областной СЮТ.
Лучшие работы юных техников регулярно демонстрируются на Центральной
выставке научно-технического творчества молодежи. Многие изделия ребят
завоевывают награды Выставки достижений народного хозяйства СССР, их
показывают на зарубежных выставках, рассказывающих о достижениях нашей
страны. И глядя на эти замечательные машины и приборы, трудно поверить,
что сделали их 12-14-летние школьники.
История СЮТ в нашей стране начинается с 1926 г., когда в Москве по
инициативе Центрального Комитета комсомола в Краснопресненском районе
была создана первая такая станция. Делали тогда несложные столярные
поделки, наглядные пособия для школы, мебель для детских садов. Потом
стали строить первые детекторные приемники, модели планеров.
Сейчас у нас в стране работают более 1000 СЮТ. Они подразделяются на
центральные, республиканские, краевые, областные, городские и районные.
Все они находятся в ведении Министерства просвещения СССР и органов
народного образования союзных республик. Вместе с клубами юных техников,
техническими кружками во Дворцах и Домах пионеров, в школах,
учебно-производственных комбинатах, СПТУ, ДЭЗах они входят в создаваемую
в стране единую общественно-государственную систему технического
творчества. Внешкольные учреждения есть во всех городах и многих
сельских районах, но СЮТ остаются главным методическим звеном по
развитию детского технического творчества и профессиональной ориентации
учащихся.