Этот вид городского транспорта ведет свое начало от
конки - городской железной дороги, по линиям которой небольшие вагоны
двигались при помощи лошадиной упряжки. Одна из первых таких дорог была
построена в Лондоне. Отсюда и пошло название: трамвай (по-английски tram
- тележка, вагон; way - путь).
В 1876 г. русский изобретатель Ф. А. Пироцкий испытал способ передачи
электроэнергии прямо по трамвайным рельсам, а в 1880 г. построил вагон с
подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока.
Трамвай
В 1881 г. в Берлине была проведена трамвайная линия для
электрического трамвая, который получал энергию по третьему
дополнительному рельсу, проложенному между двумя ходовыми.
В наши дни такую же систему подачи электрической энергии можно увидеть в
метро. Для уличного же транспорта этот способ оказался малопригодным -
ток, идущий по рельсу, опасен для окружающих. И поэтому над трамвайными
рельсами вскоре появились контактные провода, подвешенные на высоте 4-5
м.
В Москве электрический трамвай был пущен 26 марта 1899 г., а затем и во
многих других городах страны.
Современный трамвай представляет собой цельнометаллический вагон, колеса
которого приводятся в движение электродвигателями постоянного тока.
Энергию двигатель получает от контактной сети через токоприемник,
установленный на крыше вагона (или контактный ролик). Управляют трамваем
при помощи контроллера - устройства, представляющего собой разновидность
реостата, которым, как известно, можно менять силу тока (или напряжение)
в электрической сети (см. Электрический ток). Подвинул водитель рукоятку
контроллера, ток пошел в обмотку двигателей, начали вращаться колеса,
трамвай набирает скорость. А нужно остановиться - в ход идут тормоза.
Очень часто трамвайные вагоны объединяются в маленькие поезда. Сцепка из
2 вагонов позволяет перевозить большее количество пассажиров.