<Спокойно... Снимаю!> Раздается легкий щелчок... Что же происходит в
аппарате в момент съемки? Затвор, преграждающий путь свету, открывается,
лучи проходят через объектив, и на фотографической пленке, как на
маленьком экранчике, возникает изображение снимаемой сцены. Затвор снова
закрывается, но в эмульсии, которой покрыта пленка, остается скрытое
фотографическое изображение. Чтобы оно стало видимым, нужно пленку
обработать.
Схема получения черно-белого фотографического
изображения
Как обрабатывают фотопленку.
Фотоэмульсия содержит микроскопические кристаллики бромистого серебра.
Это соединение неустойчиво. Под действием света оно постепенно
разлагается с выделением свободного серебра. И даже за краткий момент
съемки отдельные кристаллики успевают разложиться. Они-то и образуют
скрытое изображение.
Схема получения цветного фотографического
изображения
Опустим пленку в раствор проявителя. Он восстанавливает все серебро, но
не сразу, а постепенно. И раньше всего - на тех участках, где уже есть
скрытое изображение. Эмульсия в этих местах начинает быстро чернеть. Это
желтоватые кристаллики бромистого серебра превращаются в пылинки
металлического серебра, настолько мелкие, что они выглядят черными.
Чтобы пленка не почернела вся, ее нужно вовремя вынуть из проявителя,
ополоснуть и перенести в раствор закрепителя (часто называемого
латинским словом <фиксаж>). Закрепитель растворяет оставшееся бромистое
серебро, удаляет его из эмульсии. Поэтому в тех местах, куда при съемке
свет не попал, пленка становится прозрачной. А то, что при съемке было
светлым, остается черным. Иными словами, получается негатив. Его
тщательно промывают и высушивают.
Чтобы получить прямое, позитивное изображение, надо негатив просветить
насквозь, подложив под него фотобумагу или другую пленку. Черные участки
не пропустят света, так что теперь уже скрытое изображение получится
там, где негатив прозрачен, т. е. где при съемке было темно. Значит,
после обработки черное опять станет черным, а светлое - светлым, и мы
получим позитив (см. рис. 1).
Гораздо сложнее получить цветное фотографическое изображение. Посмотрите
цветной рисунок 2, А. Это оригинал, который мы будем снимать на
специальную пленку с тремя разными эмульсионными слоями. Кроме них
пленка имеет прозрачную основу и некоторые вспомогательные слои, но на
нашей упрощенной схеме они не показаны.
Верхний слой эмульсии чувствителен к синему цвету. В нем получатся
скрытые изображения только тех полей таблицы, в которых содержатся
оттенки синего, а именно: синего, голубого, пурпурного (т. е.
красно-фиолетового). Белое поле отражает все лучи, в том числе и синие,
и поэтому тоже даст скрытое изображение (рис. 2, Б).
Средний слой чувствителен к зеленому. В нем получатся скрытые
изображения полей: белого, голубого, зеленого и желтого. В нижнем слое,
чувствительном к красному, получатся изображения белого, желтого,
красного и пурпурного полей таблицы-оригинала.
Теперь нам нужно скрытое изображение сделать явным, т. е. проявить его.
Но как? Если опустить цветную пленку в обычный проявитель, то все
скрытые изображения станут просто черными. Поэтому проявитель для
цветной пленки специальный, а в каждый слой добавлено свое особое
вещество - компонент, т. е. составная часть. В непроявленной пленке эти
компоненты бесцветны. Но при проявлении специальным цветным проявителем
они окрашиваются, и при этом только в тех местах, где восстанавливается
серебро.
В этом и заключается основной фокус цветной фотографии на многослойных
пленках. Проявляющее вещество и компоненты подобраны так, что каждый
слой эмульсии окрашивается в нужном месте.
Пленочный фотоаппарат конца 20 века
Но не думайте, что в синечувствительном слое, например, образуется
синий краситель. Ведь в изображении белого поля рисунка 2, А образуются
все три красителя, т. е. оно будет выглядеть черным. Эта картина нам уже
знакома по черно-белой фотографии: получается негатив. Но если белое
становится черным, а черное - белым, то каким же должно стать синее?
Оказывается - желтым! А зеленое - пурпурным, а красное - голубым!
Словом, компоненты подобраны так, чтобы получались не прямые цвета
рисунка 2, А, а дополнительные к ним, т. е. дополняющие их до белого.
Это видно на рисунке 2, В, хотя и не очень хорошо: мешают зерна серебра,
выделившиеся вместе с красителем.
Чтобы удалить это серебро, пленку отбеливают в специальном растворе, а
потом закрепляют. Остаются одни красители (рис. 2, Г). На рис. 2, Д
показано, как выглядит этот цветной негатив на просвет. Рассмотрим его
поля слева направо.
Желтый + пурпурный -)- голубой = черный (в оригинале, рис. 2, А, был
белый);
желтый + белый + белый = желтый (в оригинале - синий);
желтый 4- пурпурный 4 белый = красный (в оригинале - голубой);
белый + пурпурный + белый = пурпурный (в оригинале - зеленый);
белый + пурпурный + голубой = синий (в оригинале желтый);
белый + белый + голубой = голубой (в оригинале - красный);
желтый -f- белый + голубой = зеленый (в оригинале - пурпурный);
белый 4 белый 4 белый = белый (в оригинале - черный).
Так вот он какой, цветной негатив! Под красным небом расцветают голубые
розы на кустах с пурпурными листьями... Но напечатаем с этого негатива
позитив, проявим его - и все краски встанут на свои места (см. рис. 2,
Е, 2, Ж и 2, 3).
В нашем рассказе многое упрощено или не упомянуто вовсе. На самом деле
получение цветных фотографий еще сложнее. Кроме того, мы не рассказали о
процессе обработки с обращением изображения, который дает сразу
позитив. Но и этот процесс специально построен так, что вся сложность
достается на долю химзавода, где делают многослойные пленки. И еще на
долю лаборатории, где эти пленки обрабатывают.
Так что фотограф может все свое внимание, все умение, весь
художественный вкус сосредоточить на выборе кадра, на освещении
снимаемой сцены, на композиции.
Виды фотоаппаратов.
Схема фотоаппарата показана на рис. 3. Пленка
1 спрятана в
светонепроницаемом корпусе 2. Когда открывается затвор 3, объектив 4
дает на эту пленку изображение снимаемого объекта. Количество света,
попадающего на пленку, регулируется временем открытия затвора 3
(<выдержкой>) и размером отверстия диафрагмы 5.
Под схемой показаны разные аппараты, от простых до самых совершенных.
Только в СССР их выпускают более 30 видов. Зачем так много, если схема
устройства одна и та же?
Разные аппараты созданы для разных видов работ, для фотографов разной
квалификации. Самое лучшее качество снимков можно получить при большом
формате негатива. Есть аппараты, снимающие на роликовую пленку шириной 6
см. Но они тяжелее, больше по размерам, требуют частой перезарядки.
Поэтому ими пользуются в основном профессионалы для съемки портретов,
для художественной фотографии, для газетных и журнальных фоторепортажей.
Любители чаще снимают на пленку шириной 35 мм так называемыми
малоформатными аппаратами, которые меньше, легче и заряжаются сразу на
несколько десятков снимков. Если пользоваться мелкозернистыми пленками и
не делать при печати слишком больших увеличений, можно получить
прекрасные снимки.
Чтобы сделать снимок, нужно:
1) зарядить пленку, а в многозарядном аппарате - продвинуть ее на
следующий кадр;
2) определить расстояние до объекта съемки и навести объектив так, чтобы
снимок получился резким;
3) взвести затвор аппарата;
4) установить затвор на нужное время выдержки, т. е. на то время, в
течение которого он будет открыт;
5) определить условия освещения объекта съемки;
6) установить нужное отверстие диафрагмы, чтобы получить нормальный
негатив при данном освещении, данной чувствительности пленки и выбранном
времени выдержки;
7) навести аппарат на объект так, чтобы получить наилучшую композицию
снимка;
8) и только после этого - спустить затвор.
Все эти операции можно автоматизировать!
Прежде всего было совмещено продвижение
пленки со взводом затвора: один поворот головки или специального курка -
и готово. А в некоторых новейших аппаратах со встроенной батарейкой и
этого не нужно: сделал снимок - и аппарат сам тут же продвигает пленку и
снова взводит затвор.
Затем был создан оптический дальномер, совмещенный с видоискателем.
Выбирая композицию кадра, фотограф в то же время наводит объектив так,
чтобы совместились сдвоенные контуры объекта в глазке видоискателя.
Впрочем, сейчас в большинстве аппаратов делают зеркальный видоискатель.
Он дает более крупное изображение, так что наводку легко установить по
резкости этого изображения.
Время выдержки при съемках быстро движущихся объектов приходится
выбирать покороче, чтобы снимок не получился смазанным. При обычных же
съемках важнее правильно установить диафрагму, чтобы получить нужную
<глубину резкости>. В этих случаях время выдержки принимают таким, чтобы
при выбранной диафрагме получить правильную экспозицию. И в некоторых
новейших аппаратах это время отрабатывается автоматически.
Условия освещения опытные фотографы определяли на глаз, а начинающие -
по особым таблицам. Потом появились фотоэлектрические приборы -
экспонометры. Вскоре придумали встраивать экспонометр в фотоаппарат, а
его стрелку или цифровой индикатор помещать в окно видоискателя.
Наконец, создали экспонометр, который сам, автоматически устанавливает
либо нужное отверстие диафрагмы при заданной выдержке, либо выдержку при
заданной диафрагме, как уже говорилось. Надо только заранее настроить
экспонометр в зависимости от чувствительности заряжаемой пленки.
Наводку объектива на резкость тоже можно упростить. В самых простых
аппаратах, не имеющих ни зеркала, ни дальномера, наводка на фокус иногда
делается не по шкале расстояний, а по символам - условным картинкам,
появляющимся в окне видоискателя. Снимаете портрет - наводите так, чтобы
в окне появилась рожица; фигуру в полный рост или небольшую группу -
человек; пейзаж -елочка. Начали появляться и аппараты с автоматической
фокусировкой объектива.
Что же осталось делать фотографу, вооруженному самым современным
аппаратом?
1) Вставить в аппарат многозарядную кассету;
2) навести аппарат на объект съемки так, чтобы получить наилучшую
композицию снимка;
3) плавно нажать кнопку.
Можно не беспокоиться: снимок получится и достаточно резкий, и
правильный по экспозиции. Но фотография не только развлечение, она еще и
искусство. А для того, чтобы получить произведение искусства, мало
нажать на кнопку. Приходится <поиграть> и освещением, и выдержкой, и
диафрагмой. И аппарат, который устраивает любителя, не подходит
художнику.
Для профессионалов и квалифицированных любителей выпускают аппараты с
более совершенными объективами и с рядом специальных приспособлений.
Одно из важных приспособлений - лампа-вспышка для съемок при
недостаточном освещении. Питается она от отдельного устройства, которое
фотограф носит на ремне через плечо. Но уже есть аппараты со встроенной
вспышкой и батарейкой для нее. В некоторых из них вспышка включается
автоматически при недостаточном освещении, а ее длительность
отрабатывается в зависимости от расстояния до объекта.
Если снимают на негативную пленку, то снимки потом печатают на
фотобумаге, обычно с увеличением. Для этого служит специальный прибор -
увеличитель. А если снимают на обращаемой пленке, то после обработки
получают слайды. Их вставляют в рамочки и демонстрируют на экране с
помощью диапроектора. Но со слайда можно получить и фотокарточку. Ее
печатают на обращаемой фотобумаге, обработка которой несколько сложнее
обычной.
Диапроекторы различаются по световой мощности и по степени автоматизации
смены слайдов. Самые сложные и дорогие освещают большие экраны, да к
тому еще воспроизводят звуковое сопровождение, записанное на
магнитофильме или на грампластинке. Продаются тематические серии
слайдов.
Диапроектор показывает снятую сцену на экране удивительно ярко, крупно,
красочно. Жаль только, что в застывшем, неподвижном виде. Чтобы увидеть
заснятые кадры в движении, нужна уже не фотографическая, а
кинематографическая техника. Она отличается устройством аппаратов -
съемочного и проекционного, но пленки и процессы их обработки те же, что
и в фотографии (см.
Киносъемочный аппарат).