Фокусник раскладывает на столе шнур замысловатым образом и предлагает
зрителю поставить палец внутрь одной из образовавшихся петель таким
образом, чтобы он оказался захваченным, когда фокусник начнет стягивать
шнур со стола. Существует множество остроумных способов укладки шнура,
позволяющих фокуснику быть хозяином положения в этой игре, т. е. либо
захватывать палец зрителя, либо оставлять его свободным, независимо
оттого, куда зритель поставит его.
Рис 38, 39
На рис. 38 дан простейший вариант с двумя петлями. Независимо от
того, какую из них, А или В, изберет зритель, фокусник может дать ему
выиграть или проиграть, собирая тем или иным способом концы шнура. На
рис. 38 эти два способа указаны соответственно С и D. Этот фокус удобно
показывать также при помощи пояса, который сначала складывается вдвое, а
затем скручивается в спираль вокруг большого и указательного пальцев
(один из которых предварительно вставляется в петлю). Зритель обычно
старается уследить за петлей, в которую вначале был поставлен палец
фокусника. Однако в какое бы место зритель не поставил затем свой палец,
считая, что ставит его в петлю, фокусник может стянуть пояс
беспрепятственно. Здесь, как и в случае со шнуром, фокусник по желанию
может либо свободно стянуть пояс, либо оставить палец захваченным.
Для показа другого занимательного фокуса потребуется шнур длиной не
менее 6 метров. Концы этого шнура связывают узлом, чтобы получилась
замкнутая кривая, и кого-нибудь из присутствующих просят уложить шнур на
ковре так, чтобы образовался сколь угодно сложный узор (рис. 39), но с
условием, чтобы в нем не было самопересечений. Затем по краям узора
укладывают газеты, так что видимой остается лишь его внутренняя
прямоугольная часть (рис. 40).
Рис 40
Теперь зритель ставит палец и держит его прижатым в любом месте
узора. Вопрос состоит в следующем: если убрать одну из газет и потянуть
наружу за какую-нибудь часть шнура, бывшую под газетой, будет при этом
палец зрителя захвачен шнуром или же он останется свободным?
Принимая во внимание сложность узора, а также то, что границы его скрыты
под газетой, кажется совершенно невозможным угадать, какие места на
ковре будут внутренними по отношению к замкнутой кривой, обозначенной
шнуром, а какие внешними. Тем не менее всякий раз фокусник может
безошибочно установить, будет палец захвачен шнуром или нет.
Для другого варианта этого фокуса нужна дюжина или более простых
булавок. Фокусник быстро и, как кажется, совсем наугад располагает их в
различных местах видимой части узора, пока ими не будет утыкан весь
прямоугольник. Затем шнур стягивается с ковра и все булавки остаются
свободными. Можно взять одну булавку, отличающуюся по своему цвету (или
размеру) от остальных, и поместить ее на узоре так, что после стягивания
шнура с ковра она останется единственной захваченной в петлю, тогда как
все остальные окажутся свободными. Можно предложить еще один вариант,
когда все булавки размещаются внутри замкнутой кривой. В этом случае
стягиваемый шнур образует петлю, окружающую все булавки.
Все эти фокусы основаны на нескольких простых правилах. Если
какие-нибудь две точки лежат внутри кривой, образуемой шнуром, то
соединяющая их воображаемая линия пересекает эту кривую четное число
раз. То же самое справедливо и в случае, когда обе точки лежат вне
кривой. Но если одна точка лежит внутри, а другая вне кривой, то
соединительная линия всегда дает нечетное число пересечений.
Рис 41
Перед тем, как будут положены газеты, выделите мысленно на узоре
вблизи его середины какую-нибудь точку, внешнюю по отношению к кривой.
Это нетрудно сделать," проведя, например, воображаемую линию от
какой-нибудь точки вне узора по направлению к середине. Вы можете
запомнить, например, точку А (рис. 40). Теперь, даже при закрытых
газетами границах узора, для вас не составит труда определить, будет
интересующая вас точка внутренней или внешней. Для этого нужно лишь
провести воображаемую линию (она не обязательно должна быть прямой,
хотя, конечно, прямую линию представить проще всего) от требуемого места
к точке, о которой вы знаете, что она внешняя, и заметить, будет число
пересечений четным или нечетным.
Метод демонстрации всех вариантов, описанных выше, прост. Дюжину булавок
можно разместить вне замкнутой кривой следующим образом. Первую булавку
воткните в заранее известное место, затем дважды пересеките кривую и
воткните следующую, еще раз дважды пересеките кривую и воткните третью
булавку и т. д. Если же вы захотите захватить какую-нибудь одну
отмеченную булавку, то, прежде чем воткнуть ее в ковер, пересеките
кривую один раз, отправляясь от любой уже воткнутой булавки. Конечно, вы
можете с такой же быстротой воткнуть все булавки и внутри замкнутой
кривой.
Аналогичный фокус можно показать с карандашом и бумагой. Попросите
кого-нибудь начертить на бумаге сколь угодно сложную замкнутую кривую
(конечно, без самопересечений) и отогнуть назад все четыре стороны листа
так, чтобы оставалась видимой только внутренняя прямоугольная часть
(рис. 41). Далее пусть зритель поставит на узоре несколько крестиков. Вы
берете карандаш и, не задумываясь, обводите ряд крестиков, говоря, что
все они лежат внутри кривой. После этого стороны листа отгибаются
обратно и все могут проверить, что вы не ошиблись.