Введение в фотографию, фотографические
процессы, остановись мгновение
Все способы цветной фотографии, включая современные, основаны на
трехкомпонентной теории цветного зрения, согласно которой все
многообразие цветов и цветовых оттенков может быть получено смешиванием
в определенных пропорциях всего-навсего трех цветов: синего, зеленого и
красного. Эти цвета носят название первичных (основных). Возможность
получения фотографического изображения в натуральных цветах впервые
сформулировал, а затем и продемонстрировал в 1861 г. английский ученый
Джеймс К. Максвелл. Он сделал три отдельных черно-белых снимка
многокрасочного объекта через синий, зеленый и красный светофильтры,
получил с них диапозитивы и спроецировал их на белом экране с помощью
трех проекторов через соответствующие светофильтры. Синее, зеленое и
красное изображения, совмещенные на экране, дали естественное цветное
изображение объекта съемки. Впоследствии было предложено множество
различных способов получения цветных фотоизображений, но все они не
получили распространения либо из-за технической сложности процесса, либо
из-за низкого качества воспроизведения цвета.
Первый пригодный для практического использования способ получения
цветных фотоснимков был разработан в 1907 г. французской фирмой
"Люмьер", которая выпустила в продажу цветные фотопластинки "Автохром".
Фирмой использовался растровый метод цветоделения. На одну сторону.
стеклянной пластинки наносились мельчайшие зерна крахмала, окрашенные в
основные цвета, которые служили мозаичным светофильтром. Другая сторона
пластинки покрывалась панхроматической (чувствительной ко всем цветам
видимого спектра) фотоэмульсией. После съемки и обработки такой
пластинки методом обращения получался цветной диапозитив в натуральных
цветах. Однако поскольку зерна крахмала были недостаточно прозрачными,
изображение получалось мутным и не очень резким. Экспозиция при съемке
на пластинки "Автохром" даже при хорошем дневном освещении составляла
1-2 с. Изображение можно было получать только в одном экземпляре, и оно
не могло копироваться вследствие бессистемного, хаотичного распределения
цветных зерен на каждой пластинке. Несмотря на это, автохромный способ
цветной фотографии просуществовал более 30 лет.
Задача получения качественных цветных фотоизображений относительно
простым способом была решена только в конце 30-х гг. нашего столетия
благодаря открытию цветного химического проявления и изобретению
трехслойных цветных фотоматериалов. Впервые такие материалы были
выпущены американской фирмой "Кодак" в 1935 г. В Советском Союзе
трехслойные цветные фотографии стали широко выпускаться уже в
послевоенные годы.
В настоящее время цветная фотография стала обычным
делом, вполне доступным не только профессиональным фотографам, но и не
очень подготовленным фотолюбителям. Одним из видов цветной фотографии,
который завоевывает все больше и больше сторонников, является слайдовая
фотография, то есть съемка на цветную обращаемую пленку, после
соответствующей обработки которой получается цветное позитивное
изображение на прозрачной основе - слайд. Слайдовая фотография имеет
целый ряд достоинств, которые особенно существенны для фотолюбителей.
Главным достоинством можно считать относительную простоту и
общедоступность получения цветных фотоснимков, поскольку в слайдовой
фотографии отсутствует самый сложный и трудоемкий процесс фотопечати с
цветных негативов, требующий большого опыта, хорошо оборудованной
фотолаборатории и значительных затрат времени. Изготовление слайдов
намного проще и доступно любому фотолюбителю. Способствует этому и очень
высокое качество получаемых в этом случае цветных изображений,
практически недостижимое в негативно-позитивном цветном фотопроцессе.
Существенной причиной популярности слайдов является и их невысокая
стоимость по сравнению с цветными отпечатками на фотобумаге, их
компактность и в результате этого - удобство хранения.
Однако надо отметить, что слайдовая фотография имеет и недостатки,
главным из которых можно считать получение снимка в одном экземпляре.
Дублирование слайдов хотя и возможно, но на практике осуществляется
редко вследствие сложности процесса. Вместе с тем со слайдов можно
получать в любом количестве весьма качественные цветные отпечатки на
специальной обращаемой цветной фотобумаге. Такая фотобумага широко
применяется за рубежом.
Еще один серьезный недостаток слайдов - невозможность коррекции цвета
полученных изображений, хотя при выполнении всех требований к съемке и
обработке пленки такой коррекции, как правило, не требуется. В какой-то
мере к недостаткам слайдов относится необходимость в проекционной или
просмотровой аппаратуре, поскольку изображение на слайде получается
мелким, но этот недостаток относителен, так как яркое, сияющее цветное
изображение на экране и по размерам, и по качеству превосходит намного
изображение, получаемое на фотобумаге. Поэтому можно сказать, что
некоторые недостатки и неудобства использования слайдов с лихвой
окупаются их достоинствами, чем, собственно, и определяется огромная
популярность слайдовой фотографии во всем мире.
В последнее время широкое распространение получила обработка цветных
фотопленок в специальных лабораториях и центрах по обработке, но они
имеются только в крупных городах, и пользоваться их услугами могут
далеко не все. Да и истинным фотолюбителем считается лишь тот, кто все
от начала до конца делает своими руками.
Обычно у фотолюбителей, занимающихся слайдами, возникает множество
вопросов. В большинстве руководств по цветной фотографии слайдам обычно
уделяется мало места, и этот вид фотографии освещается в них
недостаточно полно. Данное издание можно рассматривать как единое
практическое пособие по всем наиболее существенным вопросам этого вида
фотографии, которое поможет фотолюбителю освоить процесс получения
слайдов самостоятельным путем. Материал рассчитан на читателей, уже
знакомых с черно-белым фотографическим процессом. Вместе с тем он будет
полезен и более подготовленным фотолюбителям