Цветные обращаемые пленки обеспечивают правильную передачу
естественных цветов только в том случае, когда спектральный состав света
при съемках соответствует балансу применяемой фотопленки. И при
измененном спектральном составе света возникает необходимость коррекции
цветопередачи в зависимости от условий освещения. Приведение
спектрального состава естественного света в соответствие с цветовым
балансом пленки (сдвиг его цветовой температуры) достигается при помощи
специальных цветных светофильтров, надеваемых на объектив фотоаппарата,
которые и называются конверсионными. Поскольку спектральный состав света
может отклоняться от баланса пленки как в одну, так и в другую сторону,
существуют две группы конверсионных светофильтров: голубые - для съемок
при избытке в освещении красно-оранжевых лучей и розовые-при избытке
синих и голубых лучей. И те и другие фильтры бывают
различной плотности, чем обеспечивается сдвиг цветовой температуры в
широких пределах. В соответствии с международным стандартом голубая
группа светофильтров обозначается латинской буквой В, а розовая - буквой
R. Рядом с буквенным обозначением цвета светофильтра стоит число,
обозначающее сдвиг цветной температуры данным светофильтром в
декамайредах (ДМ), а также его кратность. Характеристики конверсионных
светофильтров приведены в табл.4.
Зная цветовую температуру, на какую рассчитана фотопленка, и цветовую
температуру источника освещения, легко подобрать светофильтр,
обеспечивающий необходимый сдвиг цветовой температуры для получения
правильной цветопередачи на слайдах. В связи с тем что наша
промышленность конверсионных светофильтров пока не выпускает (только
некоторые кооперативы наладили их выпуск), их заменяют комбинацией из
набора корректирующих фильтров, применяемых для цветной фотопечати
субтрактивным способом. Такой набор состоит из трех групп светофильтров
(желтого, пурпурного и голубого цветов по 11 светофильтров каждого
цвета). Плотности 10 светофильтров одного цвета отличаются на 10 %, а у
11-го плотность 5 %, что обеспечивает получение комбинаций светофильтров
с промежуточным значением плотностей в 5 %. Однако необходимо заметить,
что качество светофильтров для печати существенно ниже съемочных
конверсионных, что сказывается на резкости получаемых изображений. Сдвиг
цветовой температуры, даваемый такой комбинацией, не полностью
эквивалентен оригинальным конверсионным светофильтрам, что необходимо
учитывать, прибегая к такой замене. Возможная замена конверсионных
фильтров приведена в табл.5, причем таблицей можно пользоваться для
подбора светофильтров, не прибегая к численному выражению цветовой
температуры освещения, а исходя из характера объекта съемки и времени
суток. Таблица справедлива при съемке на "дневные" пленки,
преимущественно в летние месяцы.
Таблица 5 Конверсионные светофильтры и
соответствующие им наборы корректирующих фильтров
Хотя коррекция цвета при данной замене конверсионных светофильтров
будет не совсем точной, результат получится лучше, чем вообще без
коррекции. Для этой цели наиболее подходят корректирующие светофильтры
небольших размеров, например 60X 60 мм. Для установки комбинации
светофильтров перед объективом фотоаппарата можно использовать
простейшее приспособление в виде двух резинок, закрепленных на
противосолнечной бленде, как это показано на рис. 10, или изготовить
специальное устройство - фильтродержатель, называемый компендиумом.
Основой такого компендиума служит пластмассовая двустворчатая коробочка,
которую можно изготовить самостоятельно или использовать продающиеся
иногда портсигары для сигарет. В одной из створок прорезается по центру
отверстие по диаметру оправы какого-либо светофильтра, который по резьбе
подходит к используемому объективу. Оправу с предварительно удаленным
стеклянным светофильтром вклеивают в это отверстие с помощью клея "БФ",
"Момент" и т. п. В другой створке также по центру прорезается отверстие,
в которое вклеивается пластмассовая противосолнечная бленда. Створки
соединены между собой петлей, а с противоположной стороны снабжаются
замком-защелкой. Расстояние между створками должно быть таким, чтобы
свободно разместились два-три стеклянных корректирующих светофильтра.
Чтобы последние хорошо прилегали друг к другу, на обе створки с
внутренней стороны приклеивают уплотняющие прокладки из листового
поролона соответствующей толщины. Общий вид такого компендиума
представлен на рис.11. Этот компендиум используется и для установки
перед объективом различных насадок и "эффектных" светофильтров, которые
в большинстве случаев имеют размеры 60X60 мм.
Рис. 11 Самодельный компендиум для установки
конверсионных светофильтров: 1 - корпус; 2 - бленда; 3 - замок-защелка;
4 - кольцо с резьбой от светофильтра; 5 - конверсионные светофильтры; 6
- уплотняющие прокладки из поролона; 7 - петелька
Рис. 12. Типы множительных призм
Из тех светофильтров, которые применяются в черно-белой фотографии
при съемке на "дневные" пленки в ряде случаев используют слабый желтый
Ж-1,4" (для коррекции цвета при съемках в тени в условиях синего
безоблачного неба) и светлый голубой Г-1,4Х (для съемок в ранние
утренние и предзакатные часы). Коррекция цвета при этом получается
весьма приблизительной, что следует иметь в виду. "Эффектные"
светофильтры предназначены для видоизменения или преобразования обычного
фотографического изображения с целью придания им большей
выразительности. Некоторые из них действительно являются светофильтрами
в прямом смысле слова, например цветные и рассеивающие, а некоторые
относятся скорее к насадкам на объектив, служащим для получения
определенных эффектов. Ряд "эффектных" светофильтров и насадок освоен и
выпускается нашей промышленностью и кооперативными предприятиями, а
некоторые из них не очень сложно изготовить и самостоятельно. К числу
насадок и светофильтров промышленного изготовления относятся
множительные призмы (мультипризмы), дифракционные решетки, светофильтры
"звездных вспышек".
Множительные призмы имеют несколько граней (рис.12), вследствие чего они
многократно (в зависимости от числа граней) повторяют изображение при
однократном экспонировании. Вращая перед объективом такую насадку, легко
изменить взаимное расположение повторяющихся элементов изображения,
добиваясь желательных эффектов.
Светофильтры типа дифракционных решеток представляют собой
плоскопараллельную стеклянную пластинку, на которую нанесены каким-либо
способом мельчайшие параллельные штрихи, в результате чего происходит
разложение проходящего через нее света в цветной спектр. Применяя
дифракционные решетки, можно получать на снимках многократно
повторяющиеся радужные полоски вокруг точечных источников света,
включаемых в кадр.
Светофильтр "звездных вспышек", схематическое изображение которого
показано на рис. 13, создает многолучевые звездные изображения вокруг
источников света или их отражений на блестящих поверхностях объекта
съемки. Число лучей в "звездочках" на снимке зависит от характера
сетчатого рисунка на светофильтре. На снимках, сделанных с помощью таких
насадок, очень эффектно выглядят вечерние городские сюжеты с
многочисленными огнями и их отражениями в стеклах витрин, на мокром
асфальте и т. д.
К числу "эффектных" светофильтров, изготовляемых самостоятельно,
относятся многоцветные фильтры, а также диффузные или рассеивающие,
служащие для смягчения изображения или получения "размытого" рисунка.
Многоцветные светофильтры позволяют получать необычные по цвету слайды,
например, с небом, имеющим любой, самый неожиданный цвет, или
используются для создания на изображении цветных зон и пятен. Для
изготовления таких светофильтров на разные участки тонкой стеклянной
пластинки наносят расплавленную желатину, подкрашенную акварельными
красками. Желатину распускают в водяной бане, вводят в нее краситель и
несколько капель фенола, являющегося антисептиком, и наносят с помощью
кисти на предварительно хорошо обезжиренную поверхность участка
пластинки.
Травленая сетка на плоском стекле 13.
Светофильтр "Звездных вспышек"
Таким образом легко получить половину окрашенной поверхности
светофильтра или создать несколько зон различного цвета. В качестве
стеклянной заготовки для таких фильтров удобно использовать защитные
стекла от пластмассовых рамок для слайдов размером 6X6 см, которые
продают в фотомагазинах.
При желании в желатиновой пленке после ее полного застывания лезвием
бритвы легко прорезать небольшое отверстие в центре светофильтра и в
результате получить изображение с неокрашенной центральной частью.
Подобным путем удается усовершенствовать множительные призмы, покрыв их
грани желатиновой пленкой различных цветов. В этом случае повторяющиеся
на слайде предметы будут иметь разную окраску.
Диффузные светофильтры чаще всего необходимы при съемке портретов,
лирических пейзажей. Они бывают и заводского изготовления, и
самостоятельного. Одним из самых хороших способов получения диффузных
светофильтров является легкое матирование стеклянного светофильтра УФ-Г
с помощью мелкого абразивного порошка. На стекло наносят абразив,
смачивают его слегка водой, накрывают любой стеклянной пластинкой и
легкими круговыми движениями (без сильного прижима) притирают друг к
другу. Степень рассеивания такого светофильтра зависит от размера частиц
абразива и времени матирования. При отсутствии абразива пользуются
некоторыми видами порошков и паст, которые продаются в хозяйственных
магазинах для чистки посуды, раковин и ванн. Иногда подобным способом
изготавливают светофильтры, у которых диффузными свойствами обладает
только часть его поверхности.
Другим способом изготовления диффузных, или, как их еще называют,
"туманных", светофильтров является нанесение на поверхность стекла
тонкого слоя белой краски с помощью пульверизатора (можно
воспользоваться для этой цели красками в аэрозольной упаковке). Фильтры,
изготовленные этим способом, менее практичны, зато в них легко
предусмотреть прозрачную часть, наклеив перед нанесением краски на
стекло бумажный кружок или звездочку, которая потом удаляется. Получают
светофильтры и с разной степенью рассеивания, меняя расстояние, с какого
производится напыление краски на стекло. Оценивать действие "эффектных"
светофильтров надежнее всего по матовому стеклу однообъективного
зеркального аппарата. В случае использования фотоаппарата другой
конструкции характер действия этих светофильтров устанавливается путем
пробных съемок.