Съемочный процесс охватывает очень широкий круг вопросов, которые
подробно рассматриваются в различных руководствах по фотоделу, являясь
самостоятельным большим разделом практической фотографии. Поэтому, не
касаясь общих для всех видов фотографии вопросов, обратим внимание
только на те моменты в технике съемки, которые характерны для слайдовой
фотографии, а также рассмотрим особенности съемки, с которыми необходимо
считаться при работе с цветными материалами.
Общие требования
Наряду с обычными приемами фотосъемки, используемыми в любом виде
фотографии, съемка слайдов имеет свои, присущие только ей, особенности.
Основной из таких особенностей считается получение правильного цветового
баланса фотоснимка непосредственно в процессе съемки, так как
последующая коррекция цвета слайдов практически невозможна. Имеет
слайдовая фотография и другие специфические особенности, недооценка
которых доставит фотолюбителю немало огорчений. В связи с этим при
съемке слайдов возникает ряд требований, от выполнения которых во многом
зависит окончательный результат. Цветовой баланс используемой при
для съемке фотопленки должен соответствовать условиям освещения.
Применение <дневных> пленок для съемок при свете фотоламп или наоборот
приводит к неустранимому браку, если при этом не осуществлялась
необходимая коррекция спектрального состава света с помощью
конверсионных светофильтров.
При съемках необходимо учитывать возможные отклонения спектрального
состава источников от баланса пленки и при необходимости вносить
соответствующие поправки в характер цветопередачи.
Не снимать в условиях смешанного освещения от источников света, имеющих
разную цветовую температуру: дневной свет и свет электроламп,
электронная лампа-вспышка и свет ламп накаливания и т. д.
Оценивая сюжет, необходимо обращать внимание на предметы, находящиеся
вблизи от основного объекта, поскольку большие и близко расположенные
ярко окрашенные поверхности могут создавать на объекте съемки цветовые
рефлексы, искажая цветопередачу.
Стараться избегать излишне контрастного освещения, так как при этом на
изображении утрачиваются детали либо в тенях, либо в светах.
Уделять самое серьезное внимание выбору величины экспозиции, помня, что
предельно допустимая ошибка при этом не может превышать половину
экспозиционной ступени ('/г деления шкалы диафрагм объектива).
Кадрирование при съемке необходимо осуществлять с максимальной
точностью. Даже небольшие просчеты в этом вопросе (попадание в кадр
лишних элементов, перекос линии гори-
зонта, наклон угла здания и т. п.) на слайдах не исправляются. При
съемках дальномерными аппаратами не забывать делать поправку на
параллакс.