Как известно, одной из наиболее распространенных причин
неудовлетворительных результатов при съемке слайдов является ошибка в
определении экспозиции. Факторов, влияющих на возникновение
экспозиционных ошибок, к сожалению, очень много, и все их ноучесть трудно. Помимо отклонений в общей плотности изображения,
ошибки в экспозиции при съемке на цветные материалы приводят к нарушению
яркостных и цветовых соотношений, носящих иногда характер искажений или
приводящих к полному браку.
Недоэкспонированный слайд характеризуется повышенной общей плотностью,
отсутствием деталей в наиболее темных участках изображения, нарушением
цветовоспроизведения либо в тенях, либо по всей площади кадра. При
сильной недодержке получается малопрозрачное изображение с преобладанием
сине-зеленого цвета. Если недодержка была не столь велика, отдельные,
наиболее светлые участки кадра имеют нормальные цвета.
Для переэкспонированного слайда свойственна малая общая плотность,
вплоть до полного отсутствия деталей в наиболее ярких участках
изображения, низкая насыщенность, <разбеливание> цветов. В случае
передержки на слайде ранее других утрачиваются красные и оранжевые
цвета, а при сильном переэкспонировании слайд иногда состоит только из
одного частичного изображения бледно-голубого цвета.
Нормально экспонированный слайд должен иметь все детали в светах и тенях
изображения, яркие чистые цвета, близкие к натуральным. Как уже
упоминалось, наиболее насыщенные цвета на обращаемых пленках получаются
при условии освещения объекта съемки прямым солнечным светом. Но такое
освещение создает высокие контрасты и глубокие тени, то есть увеличивает
интервал яркостей объекта, при котором получить хорошее воспроизведение
цвета и в тенях, и в светах одновременно невозможно вследствие более чем
скромной широты цветных обращаемых пленок. Поэтому, как правило,
приходится мириться с тем, что отдельные элементы снимаемого сюжета на
таких слайдах имеют отклонения в цвете.
Учитывая важность точного экспонирования при съемке слайдов, рассмотрим
основные факторы, которые могут оказывать влияние на появление
экспозиционных ошибок.
Фотографическая широта пленки. Как уже известно, она не превышает
значения 1:16, что в четыре раза меньше, чем у черно-белых пленок.
Интервал яркостей снимаемых сюжетов почти всегда больше чем 1:16, но
если избегать включения в кадр сильно затененных участков, получаются
вполне удовлетворительные результаты и при такой широте пленки.
Проверяют интервал яркостей объекта съемки с помощью фотоэкспонометра,
измерив экспозицию по яркости для самого светлого и самого темного
элемента снимаемого сюже?а. В идеальном случае разность в экспозиции для
этих элементов не должна превышать четырех экспозиционных ступеней
(четыре основных деления шкалы диафрагм). Примерно оценить интервал
яркостей того или иного сюжета можно по табл. 3.
Чувствительность используемой фотопленки. Экспозиция только в том случае
может быть определена правильно, если точно известна реальная
светочувствительность фотопленки, которая иногда заметно отличается от
той, которая указана на ее упаковке. При оценке реальной
светочувствительности следует учитывать следующие моменты: разброс
чувствительности (+15 %), связанный с технологией производства пленок. У
пленок ЦО этот разброс компенсируется временем черно-белого проявления,
который проставляется на упаковке;
снижение чувствительности в результате старения, если пленка хранилась
не в холодильнике;
снижение чувствительности при низких температурах (при Т= -10 °С -
примерно на 25 %).
Длительность выдержки. При съемках с очень короткими (менее '/250 с) и
очень большими (более '/г с) выдержками наблюдаются отклонения от
нормального экспонирования слайдов, хотя экспозиция устанавливалась в
соответствии с показаниями экспонометра. Происходит это вследствие
действия эффекта Шварцшильда. Очень короткие выдержки, учитывая
невысокую светочувствительность обращаемых цветных пленок, встречаются
на практике редко, тогда как с длительными выдержками приходится иметь
дело довольно часто: при съемке в сумерках, при вечерних и ночных
съемках, в лесу и т. п. В связи с этим приводим ниже поправки выдержек с
учетом эффекта Шварцшильда.
Выдержка по экспонометру, с 2 3 6 10 20 30 40 60 120
Расстояние съемки. В слайдовой фотографии широко используются
съемки крупным планом с близких расстояний. Для этого берут объективы,
позволяющие осуществлять съемку с расстояния 20-25 см, а также
специальные приспособления в виде промежуточных колец или удлинительного
меха. При таких съемках объектив фотоаппарата выдвигается далеко вперед,
что приводит к падению освещенности в площади кадрового окна, а это
требует увеличения экспозиции при съемке по сравнению с показаниями
экспонометра (за исключением систем ТТЛ, где эта поправка учитывается
автоматически). Даже при съемке обычным штатным объективом, позволяющим
снимать с расстояния 30-35 см, при полном выдвижении объектива
необходимо увеличивать экспозицию в 1,5 раза. В случае использования
промежуточных колец или удлинительного меха поправку вносят в
соответствии с прилагаемой к этим принадлежностям инструкцией.
Характер объекта съемки. Если экспозиция определяется по яркости объекта
съемки (отдельным экспонометром или экспонометром автоматической
камеры), необходимо увеличивать экспозиции по сравнению с показаниями
экспонометрического устройства в два раза при съемке очень светлых
сюжетов, например зимних пейзажей, светлых памятников архитектуры и пр.
При съемке очень темных объектов, а также в густой тени, в лесу
экспозицию, наоборот, следует в полтора-два раза уменьшить. Вызвано это
тем, что все экспонометры градуируются с таким расчетом, чтобы получать
нормально проэкспонированный объект съемки (по яркости которого
производится измерение) при среднем коэффициенте его отражения 18-20 %.
В результате при излишне темном объекте, если не вводить поправок,
получается передержка, а при очень светлом - недодержка. Экспонометр как
бы <приводит> изображение к средней яркости, тогда как темные объекты
должны получаться на снимке темными, а светлые - светлыми. При
использовании автоматических и полуавтоматических фотоаппаратов поправка
на яркость объекта съемки вводится в их эксгюнометрические устройства с
помощью экспокорректора, имеющегося в каждом таком аппарате. В более
простых конструкциях, в основном в старых моделях, где нет
экспокорректора, такую поправку осуществляют <изменением>
светочувствительности пленки, устанавливаемой на экспонометри-ческом
устройстве.
При съемке очень контрастных сюжетов экспозицию также целесообразно
скорректировать, уменьшив ее в полтора-два раза, чтобы исключить потерю
детален в светах и <разбеливания> изображения.
Прочие факторы. Иногда ошибки в экспозиции возникают и по другим
причинам, на которые в черно-белой фотографии обычно внимания не
обращают. К таким причинам относятся: нестабильность выдержки,
отрабатываемой затвором фотоаппарата;некоторое различие в реальной
светосиле сменных объективов; погрешности в показаниях экспонометра. В
связи с тем что все факторы, влияющие на экспозицию, точному учету не
поддаются, самым лучшим способом, гарантирующим полный успех, является
предварительная пробная съемка на данной партии пленки. Поэтому
заводы-изготовители цветных обращаемых пленок рекомендуют поку-32
пать пленку сразу большой партией (например, на 1 год съемок) одного
номера эмульсии и отснять одну пленку своим фотоаппаратом, своими
объективами, пользуясь своим экспонометром, делая каждый кадр трижды: с
экспозицией, соответствующей показаниям экспонометра, а также увеличив и
уменьшив ее в два раза. Обработав пленку, определяют, при какой
экспозиции был получен наилучший результат, и, если это нужно, вносят
соответствующую поправку на реальную светочувствительность данной партии
пленки. Такой путь кому-то покажется излишне сложным, но им не
пренебрегают и очень опытные фотографы, поскольку знают, что, поступая
подобным образом, они будут гарантированы от всяких случайностей и
всегда получат слайды только высокого качества.