Все композиционные приемы построения изображений, разработанные для
черно-белой фотографии, остаются справедливыми и для цветных снимков,
но, располагая таким сильным дополнительным выразительным средством, как
цвет, все эти задачи решаются на более высоком уровне. В связи с тем что
изображение на слайдах кадрированию в дальнейшем не подлежит, все
вопросы композиционной завершенности снимка должны полностью и
окончательно решаться во время съемки.
Возможность передать на снимке цвет настолько иногда увлекает
фотолюбителя, что он стремится включать в кадр как можно больше
различных по окраске предметов с высокой насыщенностью цвета. В
результате снимки такого рода получаются пестрыми, аляповатыми, очень
далекими от истинной художественности.
О мастерстве фотографа судят не по его умению
передать на снимках больше различных цветов, пусть даже с высоким
качеством, а по общему колориту снимка. Колорит - это взаимосвязь всех
используемых в изображении цветов и цветовых оттенков, их
согласованность, взаимоподчинение, служащие наибольшей художественной
выразительности цветного фотоснимка.
Колорит (преобладание каких-то определенных цветов) должен определяться
замыслом фотографа-цветника, подчеркивать главенствующую идею снимка. Не
отступая в то же время от реальности и жизненности изображаемого сюжета.
В природе имеется бесконечное число цветов и их оттенков, которые
существуют неотрывно друг от друга, а не каждый сам по себе. Вот в
умении подмечать естественную гармонию цветовых сочетаний, ибпользовать
их в своих работах и заключается подлинное мастерство фотографа-цветника.
Цвет, цветовые сочетания используются в снимках различно, но всегда так,
как этого требует тема, содержание и характер изображаемого сюжета, без
противопоставления одних цветов другим. В некоторых сюжетах необходимо
преобладание какого-то одного тона, в других - использование большого
числа цветовых оттенков и цветов. Какие-то снимки строят так, что цвет в
них едва намечается, а в каких-то основная выразительность достигается
включением в кадр элемента яркой, насыщенной окраски. Важно не это.
Важно то, чтобы краски, цвета являлись не просто украшением снимка, а
были их существом, составной частью их содержания.