Основной особенностью съемки в горах является большое количество
ультрафиолетовых лучей в составе солнечного света, а также высокие
контрасты горных пейзажей, особенно таких, в которых одновременно
присутствуют темные скалы, хвойные деревья и ослепительно сверкающие
снеговые вершины. При съемке таких сюжетов стараются выбирать моменты,
когда общий контраст снижается, что бывает при набегании тени от облаков
только на горные вершины, тогда как основной пейзаж продолжает
освещаться солнцем при легкой, полупрозрачной облачности.
Съемка в горах затрудняется ограниченностью времени, благоприятного для
этой цели: солнце в горах поздно выходит из-за вершин и рано за них
уходит. Съемка же в часы, близкие к полудню,- не самая удачная с точки
зрения высоких контрастов и часто приводит к некоторой синеве
изображения на слайдах в результате избытка этих лучей в солнечном свете
при его высоком положении. На таких слайдах зелень деревьев, травы и
кустарников приобретает неестественный сине-зеленый оттенок. В связи с
тем что северные склоны гор вообще не освещаются прямым солнечным
светом, а высвечиваются только рассеянным световым потоком от яркого
синего неба, эта синева становится еще более ощутимой. При безоблачной
погоде в горах получить удовлетворительную цветопередачу с помощью
только ультрафиолетового светофильтра удается крайне редко, поэтому
приходится корректировать цветовой баланс конверсионными светофильтрами
40розовой группы.
Реки, высокогорные озера вообще лучше всего снимать при наличии на небе
облаков, так как в противном случае водные поверхности приобретают на
слайдах ядовито-синий цвет. Без цветокоррекции хороший результат удается
получить, когда пейзаж освещается лучами низко стоящего солнца,
просвечивающими через распадки или разрывы горной цепи. Преобладание
красных лучей в составе такого освещения компенсирует избыточную синеву
изображений.
На море наиболее удачное время для фотосъемок - ранние утренние и
предзакатные часы, когда солнечное освещение не столь контрастно, а его
спектральный состав лучше согласуется с цветовым балансом пленок. Это
относится не только к нашим южным морям, но и к северным, где также
наблюдается избыток ультрафиолетового излучения и синева теней при
безоблачном небе.
На открытых морских пейзажах плохо передается пространство, так как
линейная перспектива не чувствуется, если на переднем плане нет
каких-либо предметов, а само море пустынно. Поэтому желательно дождаться
появления в кадре корабля, лодки и вместе с ними включать в кадр часть
берега, скал. Наиболее выразительные снимки на море получаются во время
прибоя или в штормовую погоду, когда грозная стихия проявляется во всем
своем величии и силе. Фактура воды лучше всего воспроизводится при
съемках в полуконтровом свете, под углом не более 45° к солнцу, когда на
ее поверхности возникает множество бликов. Степень яркости бликов можно
регулировать, используя поляризационный светофильтр. Картины восходов и
закатов на море снимают, как и всегда, длиннофокусной о п т и к о й, но
при большом удалении от береговой линии, чтобы можно было включить в
кадр часть берега, скалу или лодку.
Картины прибоя обычно снимают широкоугольным объективом, стараясь
приблизиться к волнам как можно ближе. Тогда даже скромные по размерам
волны получаются весьма впечатляющими, особенно если снимать
с низкои точки.
Экспозицию при съемке в горах выбирают с таким расчетом, чтобы горные
снеговые вершины не получались сильно передержанными. При съемке морских
пейзажей особенностей в этом вопросе нет.