Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Космические острова (продолжение)
Одной из главных целей постройки космических кораблей следующего
поколения является снижение стоимости выведения в космос полезных
нагрузок в расчете на единицу массы. У "Зенгера" этот показатель
ожидается раз в пять меньшим, чем у "Спейс Шаттла" и "Гермеса", а "Хотол",
по мнению его создателей, будет еще более экономичным. Конечно, при этом
следует учитывать, что в начале работ оценки проектантов, как правило,
бывают весьма оптимистичными и впоследствии не всегда полностью
оправдываются.
И Великобритания, и ФРГ не собираются самостоятельно финансировать
дорогостоящие космические проекты, стремясь придать им международный
характер. Поэтому правительства обеих стран предложили Европейскому
космическому агентству провести детальный сравнительный анализ своих
многоразовых систем и выбрать из них одну для окончательной разработки и
воплощения в жизнь. Руководство Агентства одобрило представленную
программу научно-исследовательских работ и наметило срок их окончания на
1990 год.
Кроме возможности превращения разгонной ступени "Зенгера" в скоростной
пассажирский самолет, у него есть еще одно преимущество перед английским
многоразовым кораблем. Мощнейшие двигатели "Хотола" будут производить
столько шума, что его будет невозможно запускать с аэродромов,
расположенных вблизи жилых мест. Многие помнят, наверное, сколько
протестов вызвали полеты "рвущих небо" сверхзвуковых авиалайнеров
"Конкорд". Как не без юмора говорили тогда французские специалисты,
чтобы "перекричать" "Конкорд", понадобилось бы собрать вместе ни много
ни мало
50 миллионов их соотечественников. "Зенгер" не так опасен для слуха
окружающих и может базироваться на большинстве международных аэропортов.
Ввод кораблей в эксплуатацию намечается на начало первого десятилетия
следующего века. К этому времени устареет даже "Гермес", и "Зенгер" или
"Хотол" придут ему на смену. Модернизация парка космических кораблей
оправдается еще и потому, что "оборачиваемость" новых транспортных
средств намного выше: для подготовки к очередному старту им понадобится
не несколько недель, как, скажем, "Гермесу", а всего лишь двое-трое
суток.
Разработкой крылатых космических машин занимаются не только европейцы.
Исследования в этом направлении ведутся также в США и Японии.
Американские специалисты, например, считают, что по сравнению с кораблем
"Спейс Шаттл" затраты на запуск заатмо-сферного аппарата нового
поколения снизятся почти в сто раз, а отношение веса доставляемого груза
к общей стартовой массе корабля повысится в 10-50 раз. В результате в
десятки раз уменьшится и основной показатель экономичности космических
полетов - сто'имость подъема на орбиту одного килограмма полезной
нагрузки.
Однако пока в Европе и в Стране Восходящего Солнца вели исследования и
проектные работы, Советский Союз создавал свой многоразовый космический
корабль. К концу 1988 года "Буран" был готов к первому полету. Важному
событию предшествовали несколько лет экспериментальной отработки. Для
этого было построено более трехсот испытательных установок и стендов, на
которых более шести тысяч раз всесторонне проверялись системы и узлы
новой машины. Ее аналог не раз поднимался в воздух, последовательно
отрабатывая все этапы полета, и особенно - возвращения на Землю.
Комплекс "Энергия - Буран" на стартовой позиции.
На космодроме Байконур для посадки "Бурана" построили специальную
бетонную полосу длиной около 5 км и шириной 80 м, оборудованную
приводными радиомаяками, радиолокационными средствами,
командно-диспетчерским пунктом. Здесь же имелся резервный центр
управления полетом, который в случае необходимости мог взять на себя
функции основного подмосковного Центра. Для контакта с Землей были
созданы космические линии связи, переброшенные через спутники "Луч",
"Молния", "Горизонт", дрейфующие в Тихом и Атлантическом океанах
специальные корабли и наземные станции слежения на территории СССР.
Еще при закладке проекта пилотируемого аппарата нового типа конструкторы
постарались свести к минимуму риск для будущих испытателей. В кабине
"Бурана" могли разместиться 2-4 космонавта и до шести пассажиров -
ученых и специалистов. А в первом и потому самом опасном полете решили
обойтись без экипажа. Его на "Буране" заменила автоматизированная
система управления, способная решать за космонавтов сложнейшие
навигационные и пилотажные задачи, контролировать в ходе полета работу
многочисленных бортовых систем, поддерживать связь с Землей и четко
выполнять ее команды.
...На фоне могучей ракеты "Энергия" прилепившаяся к ней "птичка", как
ласково называли "Буран" создававшие его специалисты, и в самом деле
смотрелась "невеличкой". 36-метровый космический самолет терялся на фоне
15-этажной высоты вертикально стоящего носителя, а раскинувшиеся на 24
метра крылья только кончиками выступали из-за гигантского "туловища"
ракеты.
Большие размеры, естественно, не были самоцелью. Их определяла
грузоподъемность "Бурана", который предназначался для подъема на орбиту
до 30 и возвращения с нее около 20 тонн груза. В грузовом отсеке,
который мог вместить крупный автобус, рассчитывали выводить в космос
различные спутники, модульные научные лаборатории для орбитальных
станций, детали крупногабаритных летающих конструкций. В нем же для
ремонта и повторного использования собирались возвращать на Землю
"захандрившие" космические объекты.
Внешне "Буран" напоминает американский космический челнок. Примерно те
же размеры, та же "бесхвостка" со стреловидным крылом, близкие значения
масс доставляемых на орбиту и обратно грузов. Однако в сходстве с "Шаттлом"
не следует искать доказательств какого-то заимствования. На самом деле
это результат действия объективных законов, обусловливающих оптимальное
конструктивное решение определенной технической задачи. Поставленные
перед американскими и советскими инженерами аналогичные цели
естественным образом определили близость направлений творческих поисков.
Однако не везде специалисты двух стран шли одним и тем же путем.
Американцы, например, слили воедино ракету и орбиталь-
ный корабль. И твердотопливные ускорители, и огромный топливный бак с
жидкими горючим и окислителем предназначались у них только для выведения
на орбиту космического самолета. Ни для чего другого они не пригодны. Мы
же используем для той же цели мощную универсальную ракету-носитель
"Энергия", способную доставлять в космос не только многоразовые корабли,
но и любые другие крупноразмерные и массивные грузы.
Разнесенность во времени осуществления нашей и заокеанской программ
воздушно-космических систем тоже имеет объективные причины. В
значительной степени она объясняется высокой стоимостью сложной
космической техники. 10 млрд. долларов, изъятых у американских
налогоплательщиков на программу "Шаттл", дают представление о масштабах
и наших затрат.
Ограниченность финансовых возможностей вынуждала к выбору. В отличие от
задумавших "Шаттл" специалистов НАСА, мы на определенном этапе
сосредоточили свои усилия и средства на создании долговременных
орбитальных станций. В результате на околоземных орбитах появились
пилотируемые научные лаборатории -"Салют", "Мир" и американский
космический челнок. Стремление иметь в своем распоряжении все виды
космической техники определило направление дальнейших шагов ученых и
конструкторов обеих стран. Для нас это было создание "Бурана", а для
американцев - проекта большой орбитальной станции, ввод в строй которой
намечен на начало 90-х годов.
В то же время, как утверждалось в одном из докладов американских ученых
своему конгрессу, "ни одна страна не "опережала" другую в космосе.
Результаты сравнений,- констатировали авторы документа,- изменяются в
зависимости от аспектов деятельности. Возможно, сама концепция "гонки в
космосе" в нынешней обстановке неуместна". Лучше, пожалуй, не скажешь!