Вам строить космические острова и
звездолеты, книга о развитии космоса
Дата создания
сайта:
24/02/2013
Освоение космоса в будущем
Космические острова (продолжение)
Казалось бы, космические поселения предоставляют человеку все
удобства, гарантируют ему полностью обеспеченную и содержательную жизнь.
И все же у многих перспективы такой перемены местожительства могут
вызвать протест. Это хорошо понимал К. Циолковский: "Некоторые могут
сказать, что им не особенно нравится такая жизнь, где-то в искусственных
ящиках, без березок и речки, как в тюрьме".
И тем не менее известный специалист в области космонавтики К. Эрике
полагает, что широкомасштабное промышленное освоение околоземного
пространства неминуемо приведет к созданию в космосе летающих городов,
названных им астрополисами. При первом же взгляде на приведенную им
схему бросается в глаза явное сходство с известными орбитальными
комплексами. Те же модули, разве что побольше числом и размерами, так же
связаны в "плоты" длинными балками или фермами.
Размеры, структура предлагаемого сооружения впечатляют, и все же
остаются сомнения: оправдают ли эти города приписываемое им высокое
назначение? Вот ведь как пишет К. Эрике: "Астрополис - это образец
первого шага в направлении урбанизации космических сооружений, который
выходит далеко за рамки космической базы или станции. Это действующее
лицо эры, когда космический туризм, производство, основанное на лунных
металлах, и профессиональные карьеры, сделанные в космосе, станут для
нас обыденным, даже рутинным делом, как сегодня становятся для нас
обыденностью путешествия по земным океанам, межконтинентальные полеты,
жизнь или работа в самых глухих районах на Земле".
Стэнфордский тор.
И вот еще что интересно. Казалось бы, в астрополисе предусмотрено все
необходимое для работы и полноценной жизни, а вот глаза он, как и
предшествующие ему орбитальные комплексы, отнюдь не радует. Какое-то
неэстетичное нагромождение объемов и форм, технический произвол,
порожденный "великой свободой невесомости". Конечно, зрители в космосе
будут еще не скоро, но неужели и "эфирные" города Циолковского будут
напоминать всего лишь механизмы, пусть и диковинные?
Чтобы хоть как-то ответить на этот вопрос, нужно прежде всего осознать,
насколько велико влияние земного притяжения на все, чтосделано человеческими руками. Гравитация определяет даже строй
нашего мышления. Не задумываясь над прямым смыслом слов, мы говорим:
"тяжкая дума", "весомые доводы", "легкая музыка", "бросаем на чашу
весов" аргументы в споре. Зодчему же законы притяжения диктуют
конструктивную логику сооружений. Она проста и непреложна- чем выше
часть здания, тем легче должна она быть. Как в египетских пирамидах.
Архитектура, как ни один вид искусства, подчинена гравитации. Как же
отрешиться от нее, какой эстетический эквивалент найти зодчему для
невесомости? Подобные проблемы, как ни странно, не новы.